8 ноября 2008 года состоялся
второй модуль проекта «TELE2 Management Challenge», посвященный
маркетингу. В качестве бизнес-тренеров на модуле работали Михаил
Чернышев, маркетинг-директор «TELE2 Россия», и Александр Рагозин,
коммерческий директор «TELE2 Челябинск». По результатам двух модулей
по-прежнему лидирует команда ЮУрГУ «ReFresh».
Тренинг Михаила Чернышева «Интегрированные Маркетинговые Коммуникации (ИМК)»,
включал базовые принципы коммуникаций на предприятии, основные
инструменты и тенденции в маркетинге. Акцент был сделан на партизанском
маркетинге. По словам Михаила Чернышева, в условиях текущей кризисной
ситуации, многие недальновидные компании сокращают рекламные бюджеты,
ошибочно полагая, что в данной ситуации это является разумной экономией
средств: «Если Вы тратите деньги на рекламу, то конечно их нужно
сокращать. Но нужно деньги на рекламу не тратить, а инвестировать в
нее», - отметил он.
Многие российские компании «выплыли» за счет предыдущего кризиса
благодаря усилению рекламной кампании именно в этот период, тем самым,
повысив степень доверия к бренду и сохранив лидирующие позиции по сей
день. И, напротив, те фирмы, которые уменьшили маркетинговый бюджет,
проиграли. Кризис приводит к неизбежному сокращению персонала, и
прогнозы Михаила Чернышева таковы, что в дальнейшем на рынке будут
востребованы только те специалисты, которые смогут доказать на практике
свои знания. Один специалист будет работать за троих, и в, этом случае,
в качестве инвестиций будут выступать уже не материальные, а
интеллектуальные ресурсы - время и усилия персонала.
Александр Рагозин поделился со студентами опытом самых успешных компаний, стратегия которых базируется на принципах корпоративной социальной ответственности в бизнесе («corporate social responsibility» - CSR).
Принцип CSR основан на том, что руководители компаний при принятии
решений обращают внимание не только на финансовые и экономические
факторы, но и на эффекты в обществе и окружающей среде, вызванные
действиями компании. Социальная ответственность компаний, с одной
стороны, приводит к положительным изменениям в обществе, а с другой
стороны, увеличивает степень доверия к компании, улучшает ее репутацию
и, следовательно, увеличивает стоимость бренда.
Положительное влияние политики CSR господин Рагозин продемонстрировал, обратившись к статистике мирового экономического форума:
- 78% руководителей компаний, которые следуют принципу CSR, отметили увеличение стоимости бренда и репутации;
- у
58% фирм повысилась мотивация сотрудников – те, кто делают
социально-полезное дело, испытывают уважение к своей корпорации, у них
увеличиваются лояльность, которая формирует стремление работать как
можно лучше;
- 48% компаний усилили свои позиции на рынке;
- у 47% организаций принцип CSR повлиял на лицензирование деятельности.
- 35%
европейских потребителей отмечают, что основным фактором при выборе
товара или услуги является наличие CSR в стратегии компании.
На практических примерах Александр Рагозин продемонстрировал тот
факт, что компании, которые не думают о социальной ответственности,
очень уязвимы. И, напротив, социально-ориентированные организации имеют
не только сильные позиции на рынке, но и способны воздействовать на
общество.
Заданием практической части модуля стала отработка теоретических
знаний. Командам было предложено разработать концепцию выхода компании
на региональный рынок, используя нетрадиционные подходы к маркетинговым
коммуникациям, а также разработать CSR-платформу для бизнеса в этом
регионе.
Участники проекта «TELE2 Management Challenge» продемонстрировали
хорошее знание рекламного рынка Челябинска. Многие из них уже работают
на местных предприятиях, в том числе в консалтинговых и рекламных
агентствах. На суд бизнес-тренеров были представлены не только
интересные «партизанские» решения, но также были выявлены многие
социальные проблемы, которые могли бы стать основой для разработки CSR.
По результатам практической части модуля «Маркетинг» лучше всех
проявила себя команда РГТЭУ «Подсолнух». Компания TELE2 предложила
команде сотрудничество по разработке «партизанских» проектов и
маркетинговый бюджет.
Результаты по итогам двух модулей:
ВУЗ |
Команда |
финансы |
маркетинг |
Общий итог |
ЮУрГУ |
ReFresh |
2,3 |
2,2 |
4,5 |
УрСЭИ |
ЛидерсСтарс |
2 |
2,4 |
4,4 |
РГТЭУ |
Подсолнух |
2,1 |
2,2 |
4,3 |
ЧГАУ |
ДД |
2,3 |
2 |
4,3 |
ЧелГУ |
Ход конем |
1,7 |
2,5 |
4,2 |
ЧГИ |
Шаг вперед |
2,3 |
1,6 |
3,9 |