Вы вошли как Стоит зарегистрироваться! | Группа "Незарегистрированный"Приветствую Вас Стоит зарегистрироваться! | RSS


Среда, 15 Май 2024, 02:09:07
Главная » 2008 » Декабрь » 7 » На пути к «большой четверке»
00:01:17
На пути к «большой четверке»
Несколько лет назад Игорь Гракович запускал в Нижнем Новгороде первую базовую станцию «Билайн». Теперь, уже в должности управляющего нижегородским филиалом TELE2, он трудится над TELE2-низацией региона. Об особенностях работы в иностранной телекоммуникационной компании и о том, почему «мафия» бессмертна, г-н Гракович рассказал в интервью «Деловой неделе».
 
- Игорь Валентинович, о достаточно жесткой конкурентной среде на нижегородском рынке сотовой связи сказано и написано много. А в каком направлении он будет развиваться в дальнейшем?

- Во-первых, развитие рынка будет тесно связано с услугами по высокоскоростной передаче данных. С одной стороны, местные и федеральные операторы внедряют EDGE и 3G, с другой - среди абонентов растет проникновение телефонных аппаратов, поддерживающих эти стандарты. Таким образом, основная борьба между сотовыми компаниями развернется в сегменте предоставления интересных и качественных услуг на базе новых «быстрых» технологий.
Во-вторых, нынешняя кризисная ситуация подкорректирует распределение долей, приходящихся на операторов в корпоративном сегменте сотового рынка. До последнего времени он был относительно стабильным, с незначительным числом переходов клиентов. Сегодня же, когда бизнес стал внимательнее относиться к собственным издержкам, не исключен новый виток конкуренции операторов с помощью понижения стоимости услуг корпоративной связи. Сложно оценить возможный масштаб миграции абонентов, но подвижки в этом направлении уже происходят. В отдельных случаях компании просто откажутся от данной статьи расходов.

- Если в нынешних условиях лояльность корпоративных клиентов к «своим» операторам будет подвергаться пересмотру, то как поведут себя частные абоненты? Они уже окончательно определились с выбором сотовой компании?

- Степень проникновения сотовой связи в Нижегородской области уже давно превысила 100%. Многие абоненты имеют по 2-3 SIM-карты разных операторов - корпоративную, личную и SIM-ку для USB-модемов. Кого-то привлекает цена, других - качество и спектр услуг, поэтому переходов и в частном сегменте не избежать. Это нормальная практика, которая помимо прочего будет задавать ритм конкуренции, ведь каждый из абонентов, оставшись довольным новым оператором, может привести в сотовую компанию членов своей семьи.
В перспективе для удержания частных клиентов российские операторы могут пойти по европейскому пути, субсидируя покупку абонентами новых аппаратов, когда в обмен на обязательство пользоваться услугами сотовой компании в определенном объеме и в течение конкретного срока людям предоставляется возможность приобрести любую модель телефона за символическую плату в 1 евро.
На Западе операторы предпочитают продвигать свои услуги в большей мере на базе собственных монобрендовых салонов, поскольку рынок продажи оборудования там трансформирован из-за субсидирования приобретений новых аппаратов. Несмотря на отдаленность перспективы внедрения такой технологии продвижения на отечественном рынке, сотовые компании постепенно увеличивают число салонов связи, работающих под их марками.

- Что препятствует распространению практики субсидирования в нашей стране?

- В первую очередь, отсутствие законодательной базы. Кроме того, у нас слишком высок риск мошенничества и нет четкой системы контроля над исполнением клиентом своих обязательств. За границей все отлажено: за счет создания специальных баз данных и возможности оперативного обмена ими человеку, который однажды попытался обмануть систему, автоматически перекрывается доступ к пользованию банковскими кредитами, услугами страховых компаний и т.д.
Так что пока отечественным сотовым компаниям придется мириться с переходами частных абонентов. Чего не скажешь о корпоративном сегменте, который предполагает гарантированное получение стабильного дохода. Поэтому в интересах операторов предлагать корпоративным клиентам как можно более широкий спектр услуг - продуктов, основанных на конвергенции мобильной и фиксированной связи, скоростной передаче данных и т.д. Мы тоже движемся в этом направлении. Так, в скором времени TELE2 будет продавать городские номера для фиксированных станций и федеральные - для мобильных телефонов. Кроме того, благодаря проведенной модернизации сети мы уже можем предоставлять услуги скоростной передачи данных по технологии EDGE напрямую в Швецию, где наша компания является одним из крупных интернет-провайдеров. В свою очередь, собственный провайдинг дает возможность устанавливать низкие тарифы на трафик и при этом обеспечивать высокое качество.

- Имеются ли в компании планы по запуску в эксплуатацию сетей «третьего поколения»?

- Говорить о конкретных планах в отношении запуска сети такого стандарта пока рано, но мы уже провели необходимую модернизацию и фактически осталось только получить лицензию. 3G на данный момент является больше имиджевой и перспективной услугой, требующей продвижения в массы. Операторам необходимо рассказать людям, что такое 3G, как это работает, какие преимущества дает данный стандарт по сравнению с 2G-сетью. Такая работа требует больших инвестиций. Затраты повлечет и разворачивание 3G-сетей. Людям, в свою очередь, нужно купить соответствующие аппараты, ведь далеко не все телефоны поддерживают связь 3G, хотя число таких телефонов растет. О чем это говорит? О том, что должно пройти определенное время, пока услуга станет массовой. Мы внимательно отслеживаем развитие этого сегмента рынка и постараемся появиться на нем в нужный момент.

- Реализация намеченных компанией планов требует значительных инвестиций. Скажется ли это на стоимости услуг, предоставляемых TELE2?

- Модернизация сети и расширение линейки наших продуктов основаны на требованиях рынка. Если при выходе на российский рынок компания делала акцент только на низкой цене, то нынешняя ситуация диктует другие условия. 2,5 года назад нам удалось убедить акционеров в необходимости инвестиций в развитие сети, что позволило повысить качество связи без ущерба для прежних выгодных ценовых предложений. В итоге к сегодняшнему дню был осуществлен качественный скачок и достигнут впечатляющий результат - этой осенью количество абонентов TELE2 в России превысило 10 млн человек.

- Повысив качество связи, планируете ли вы выходить на корпоративный рынок?

- Сейчас мы уже подошли к тому, чтобы войти в корпоративный сегмент рынка, так как качество и набор наших услуг вполне отвечают его требованиям. Уже до конца 2008 г. абонентам TELE2 станет доступна услуга «Прямой городской номер». Она не будет эксклюзивным сервисом, предлагаемым только избранным клиентам. Услугу «Прямой городской номер» от TELE2 смогут подключить все желающие абоненты независимо от выбранной ими системы расчетов.
Россия сегодня является очень перспективным рынком для всего европейского холдинга, и то, что даже в условиях кризиса мы не сократили объемов инвестиций, как многие другие, а наоборот, только увеличили их, говорит о многом. Однако маркетинговая стратегия остается прежней: мы - сотовый дискаунтер, но с широким набором качественных услуг связи. Большие инвестиции не скажутся на ценах TELE2, ведь в основе бизнеса компании лежит определенная система, можно сказать, культура управления издержками и их сокращения. Вот из чего следуют низкие цены.

- Будет ли разработана новая рекламная кампания для продвижения услуг корпоративной связи, или этим также займется «мафия»?

- Необходимости в создании новой рекламной платформы нет. Продвижение в корпоративном сегменте - это не реклама на радио, телевидении и не наружная реклама, это, прежде всего, работа специальных корпоративных продавцов. А «мафия» - яркая, запоминающаяся идея, отражающая образ нашей компании и подтвердившая свою эффективность в розничном сегменте.
При выборе покупателем того или иного продукта присутствуют рациональная и эмоциональная составляющие. Наша рациональность заключается в лозунге «Не давай себя обирать!» Она продвигается через эмоциональную платформу - образ, который мы в компании любим называть la familia. Стратегия одна - экономия издержек плюс шведское качество.

- Насколько сопоставим образ российского TELE2 с имиджем холдинга в Швеции?

- Недавно головная компания собирала в Сочи семинар региональных управляющих - там демонстрировали рекламные ролики TELE2, которые крутят в Европе. Замечу, что вариант «мафии» - это еще невинный ход. На Западе платформа базируется на теме «как отдыхают взрослые, когда уезжают родители» с безумными вариантами ее развития. Так что «мафия» органично вписана в общий имидж креативной и динамичной компании.

- Наверно ни один другой оператор не может «похвастаться» таким количеством исков и разбирательств со стороны ФАС, как у TELE2. Не мешает ли это нормальной работе компании?

- Любая компания, придерживающаяся агрессивной и яркой стратегии на рынке и в маркетинге, привлекает повышенный интерес. Мы к нему привыкли. Но, обратите внимание, подавляющее большинство исков против TELE2 инициируется или поддерживается другими участникам рынка. Это может означать, что обращение в ФАС по поводу маркетинговой коммуникации остается для них единственным способом конкуренции. Подобные иски и дела - пример внерыночной конкуренции, которая приходит на помощь, если другими способами противопоставить конкуренту нечего.

- Вы перешли в TELE2 из компании «ВымпелКом». Чем отличается организация бизнес-процессов в иностранной организации?

- Конечно, в первую очередь оптимизацией издержек, что и позволяет предлагать низкие цены. К примеру, TELE2 эксплуатирует современное техническое оборудование, не требующее больших расходов на обслуживание. Инженеры всегда стремятся внедрить нестандартные решения, которые принесут большую эффективность и будут стоит меньше, чем традиционные варианты. Например, нашим коллегам необходимо было установить базовую станцию на морском побережье. Аренда крыш зданий стоит слишком дорого, поэтому технические специалисты смонтировали оборудование на корабле, который стоял в центре города на приколе. Теперь военная мощь корабля усилена нашими антеннами.
Тщательный подход к издержкам прослеживается и в кадровой политике, прежде всего в количестве сотрудников. Для наших акционеров важным параметром служит число абонентов, приходящихся на одного работника компании. В России каждый сотрудник TELE2 обслуживает несколько тысяч абонентов - на 20-30% больше, чем в компаниях «большой тройки». Например, в московских головных офисах каждого из операторов «тройки» работают по несколько тысяч сотрудников. Представляете, какие расходы идут на содержание такого коллектива? Аналогичная ситуация и в их локальных офисах. А в российский штаб-квартире TELE2 сотрудников всего пара сотен или даже меньше. Стоит отдать должное шведам - они так умело «подкручивают» все в компании, что она в России развивается по восходящей.
Когда я пришел в TELE2, то сразу почувствовал разницу: так легко и с удовольствием давно уже не работал. Основное преимущество нашей компании состоит в том, что право принимать решение здесь передано человеку, отвечающему за конечный результат. Все организовано разумно: что должно быть стандартизировано на федеральном уровне, регламентируется центральным офисом - остальное решается на местах.
Да и сама атмосфера в компании очень позитивна, благодаря тому что подобрался коллектив единомышленников, ставших уже не просто коллегами, а настоящей la familia.

Карьера
Игорь Гракович родился в 1973 г. в Москве. В 1997 г. окончил Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана по специальности «Системы автоматизированного проектирования», в 2000 г. - аспирантуру МГТУ. В 2001 г. прошел курс программы MBA.
До прихода в TELE2 занимал должность регионального технического директора в компании «ВымпелКом». С 2006 г. - региональный управляющий директор «TELE2-Нижний Новгород».
Ведет активный образ жизни, увлекается путешествиями, горными лыжами, виндсерфингом и кайт-серфингом.

Досье
История TELE2 началась в 1993 г. в Швеции, когда Ян Стенбек основал небольшую компанию, специализирующуюся на предоставлении услуг связи по низким ценам. Сейчас она является европейским холдингом и предлагает услуги мобильной и стационарной телефонной связи, доступа в интернет и высокоскоростной передачи данных, а также кабельного телевидения. Клиентами TELE2 на сегодняшний день стали более 24 млн человек в 11 странах Европы.
В России компания работает с 2003 г. «TELE2 Россия» оказывает услуги мобильной связи стандарта GSM в 16 регионах, готовится к запуску сети в Краснодарском крае и Новосибирске и обладает лицензиями на оказание услуг мобильной связи стандарта GSM еще в 15 российских регионах. Согласно данным аналитической группы AC&M Consulting за сентябрь 2008 г., TELE2 занимает наибольшую долю рынка в 5 регионах (Челябинск, Ростов-на-Дону, Омск, Ижевск и Воронеж) и еще в 5 регионах компания находится на втором месте.
Просмотров: 693 | Добавил: tele2news | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]