Так уж получилось, что начало форума "Эволюция мобильной связи", где
обычно звучат дежурные речи больших начальников, ваш покорный слуга
проспал с лаптопом в изголовье. Так что добраться до конференц-зала
удалось лишь к обеду. Впрочем, как мне показалось, мы ничего не
пропустили, ибо о революциях в мобильном мире делегаты не говорили, они
все больше сконцентрировали свое внимание на ползучей эволюции,
комментируя те или иные поползновения друг друга в разных направлениях. Наконец, от кулуарных разговоров меня отвлек доклад представителя "Скайлинка". Подрывники мобильного интернета Андрей
Цыбаков, коммерческий директор «Скайлинка», добравшись до микрофона,
начал свое выступление как-то тихо и скромно. Рассказал о позициях
«Скайлинка» на рынке, о стратегии нишевых сервисов — вроде
видеонаблюдения через специальные камеры, но вскоре добрался до
рыночной ситуации в Питере. Как говорил классик, «в зале сразу стало
тише, он заметил, что я привстаю…» — в том смысле, что конкурентная
обстановка в Питере серьезно накалена. Мало того, что операторы — во
многом из-за Tele2 – ведут изнурительную ценовую войну за голос, так и
мегабайт последнее время безудержно падает вниз. Сотовики, запустившие
в городе свои сети 3G, уронили трафик до одного рубля за мегабайт, Yota
вдарила безлимитом — и «Скайлинк» тотчас же оказался в ситуации
догоняющего по цене (да-да, цены у него будут даже повыше). Так что
Андрей не удержался и обрушился с критикой на конкурентов, в первую
очередь — на Yota. «Это стратегия без будущего, они буквально рушат
рынок своим непродуманным бизнес-кейсом», — заявил Андрей. Андрей
сравнил поведение Yota с цифровым пиратством, которое подрывает основы
бизнеса в кинематографии и звукозаписи. «В результате, рынок
вырождается — и продюсерам становится все сложнее находить деньги на
инновационные, крупнобюджетные проекты. Так и здесь — это какая-то
стратегия выжженной земли, стратегия одного дня». Ваш покорный
слуга не удержался и задал едкий вопрос: не кажется ли Андрею, что это
— напротив — как раз долгосрочная стратегия, вроде той, что исповедают
интернетчики: сначала сформировать базу пользователей и только затем
начинать ее монетизировать, в то время как остальные операторы живут
как раз одним днем, пытаясь сразу же на старте любого проекта ободрать
первых пользователей до липки? Андрей ответил так: бизнес-модели,
которая позволит при таком объеме инвестиций и таких ценах отбить
капексы в приемлемый срок, он пока не видит (рискну предположить от
себя, что не видит ее и Yota). «Если финансирование «Йоты» прекратится
раньше, чем они научатся зарабатывать, то от этого пострадают все
игроки рынка. Ведь им придется подстраиваться под цены «Йоты», а
значит, уже сегодня пострадают кейсы всех беспроводных операторов. И
это не считая того, что доверие инвесторов к мобильному интернету в
случае краха «Йоты» будет серьезно подорвано». Я, правда, так и
остался при своем мнении — мне, как простому юзеру, далекому от проблем
инвесторов, слишком уж импонирует интернетовский подход «Йоты», который
безо всякой ангажированности хочется назвать гиковским, супротив
неприкрытой жадности наших операторов, стригущих рынок с безудержным
упорством кролика, дерущего крольчиху по десятку раз за вечер. Да,
вспоминаю — Андрей еще упомянул как потенциальную бизнес-модель то, что
провайдеры контента в Сети якобы могут платить операторам за доставку
своей информации пользователям, как это происходит сейчас. Впрочем, как
ни печально это для операторов, наступление идет в обратном направлении
— недавно «друзья» Обамы из FCC предложили распространить правило
сетевой нейтральности и на мобильную среду, а значит, указанной модели
скоро наступит кирдык. И еще интересная, быть может, деталь: в
кулуарах со мной поделились интересной цифрой — в месяц «Йота»
подключает в столице 20-25 тысяч юзеров, преимущественно через
«Евросеть». Надо признать, что при таких темпах роста набрать даже
пол-миллиона пользователей получится нескоро. Что уж говорить о том,
что при ARPU даже в 40 долларов и норме оперрентабельности хотя бы в
50%, компании понадобятся долгие годы, чтобы вернуть акционерам их
инвестиции. Дальше было много дежурных слов с картинками, хотя
мне очень понравился доклад Жени Соломатина, главы
«Коминфо-консалтинг», а нынче еще и руководителя программы
«Телеком-MBA» в «Мирбисе», но кулуарные баталии не дали его нормально
послушать: думаю, что как только презентации появятся на сайте
организаторов, мы их обязательно выложим и откомментируем. Сцепились языками Из
любопытного в первый день отмечу круглый стол, где под чутким
руководством Жени развернулась неплохая дискуссия о будущем мобильных
сервисов. Женя спросил участников, когда же и откуда следует ждать уже
свежих «киллер-аппов», ваш покорный слуга нескромно истребовал слова и
припечатал операторов и вендоров за то, что их корпкультура и традиции
не располагают к инновациям, ибо привыкли они крутить миллионами, а
истинно подрывные инновации всегда начинаются с маленьких и даже
маргинальных идей (сошлюсь на Клейтона Кристенсена и его книжку
«Дилемма инноватора»). Как пример — крупнейшие софтверные компании и
телеком-вендоры едва ли не каждую неделю объявляют об очередной
M&A-сделке — им проще покупать готовые решения и перспективные
команды, чем ломать головы самим над свежими идеями. Впоследствии
в кулуарах один из операторов практически признался, что так и есть. То
есть идеи то клевые есть, целые отделы работают над их разработкой, но
озабоченность юридическими тонкостями, бюрократические комитеты,
согласования и тому подобная белиберда доводят даже яркие идеи до
воплощения в духе УГ. Представители IBM и Alcatel-Lucent,
естественно, со мной не согласились — у них на счету немало новых
продуктов, которые ждут — не дождутся бюджетов операторов. Правда,
вопрос происхождения этих продуктов как-то остался за скобками. Представитель
IBM, кстати, повернул дискуссию так, что, мол, операторам вообще пора
бы задуматься об экосистеме разработчиков, открыв доступ к своей
инфраструктуре толковым инноваторам, способным предложить свежие
эндюзерские решения. Юрий Аммосов, один из самых светлых наших умов в
области венчура, а заодно и руководитель компании, которая занимается
разработкой приложений для платформы «Андроид», поделился своими
наблюдениями за жизнью мобильных депелоперов изнутри. Во-первых,
открытость платформы, по мнению Юрия, это отличный магнит для
разработчиков («Андроид» в отличие от проприетарных ОС конкурентов —
платформа открытая), то есть простор для работы воображения есть.
Во-вторых, разработка приложений в чем-то сродни игре в рулетку. Вместе
со своими студентами в МФТИ Юрий активно экспериментирует с
андроид-приложениями в попытке изучить, как ведут себя пользователи
мобильных приложений. Как оказалось, процесс этот практически не
предсказуемый, поэтому самое лучшее решение — подкручивать приложение в
несколько последовательных итераций, постоянно отслеживая поведение
юзеров. Если я правильно понял Юрия, выпустить с первой попытки то, что
станет даже отчасти «киллером», практически нереально, это нечто из
разряда поставить на зеро — и снять банк. Кто-то, правда, привел
такой пример, что операторы нынче активно строят свои социальные сети —
и мол, очень даже ничего выходит. Впрочем, мне кажется, что все эти
акции — активно мифологизируемые нишевые продукты. У МТС-сити, к
примеру, вроде как за 300 тыс. пользователей — но в масштабе
«Одноклассников» или «В контакте» это все равно что бизнес одинокого
таджика, который подрубает в качестве «джихад-такси» на своей пожилой
пятерке, в сравнении с бизнесом московского метрополитена или
«Аэрофлотом». Эльдар Муртазин в тот вечер был скромен и молчалив
— что несложно объяснить: в тот момент он увлеченно серфил в ЖЖ,
стремительно щелкая клавишами моего ноутбука. Правда, дошла очередь и
до него: говоря об операторских проектах, Эльдар привел прекрасный
пример запущенного недавно проекта Vodafone 360. Смысл и идеология
услуги — полная интеграция привычных контактов пользователя с
социальными сетями и другими VAS-сервисами “Воды». Красиво, доходчиво,
просто — и никаких мытарств с изобретением велосипеда — вроде
собственных социальных сетей. Почему этот пример так важен? Потому что
на рынке, наконец, сталкиваются вендоры трубок, которые тоже хотят
поиграть на поле сервисов, и операторы, которые не готовы этот сегмент
упускать из вида. Грядет большая битва, уверен Эльдар. Первый звоночек
— это как раз столкновение Ovi от Nokia и сервиса Vodafone 360.
Оператору номер один по доходам в мире зашитые вендорские сервисы будут
совсем ни к чему. //Сергей Скрипников
|