Всего несколько лет назад об этой компании ходило много негативных
отзывов – качество связи, по словам абонентов, было невысоким. Сейчас же
TELE2 вышел на уровень крупных российских операторов, а в чём-то даже
обогнал их. Среди планов компании – дальнейшее расширение как в
географическом плане, так и в плане спектра предоставляемых услуг. О
том, как сейчас развивается бизнес оператора в Северной столице и на
Северо-Западе, корреспонденту spbIT.ru рассказал региональный директор
TELE2 в Петербурге Игорь Жижикин.
Игорь, расскажите, пожалуйста, об истории становления и
развития компании в СЗФО, её сегодняшнем месте на региональном рынке.
-
Первые сети TELE2 были запущены в России в 2003 году, тогда европейский
оператор-дискаунтер вышел на рынок, став здесь четвёртым сотовым
оператором, и начал предоставлять свои услуги в двух регионах СЗФО – в
Петербурге и Ленинградской области. Уже в 2005-2006 годах компания
купила четырех локальных GSM-операторов в Архангельской, Мурманской,
Новгородской областях и в Республике Коми, а в течение 2006-2007 годов
сети были перезапущены под брендом TELE2, и компании, соответственно,
были интегрированы в бизнес группы. В 2007 году «TELE2 Россия» выиграла
лицензии на 17 регионов, в т. ч. Вологодскую и Псковскую области, а
также Республику Карелия и Ненецкий автономный округ (НАО). В течение
следующих лет мы осуществляли там строительство сотовых сетей
практически «с нуля», и во втором полугодии 2009 года сети TELE2 в этих
регионах были запущены в коммерческую эксплуатацию.
В 2007 году в
сети «TELE2 Санкт-Петербург» число абонентов превысило миллионную
отметку. И каждый следующий год компания демонстрировала хорошие темпы
прироста абонентской базы, причём эти темпы не снизились и в кризисный
для страны 2009 год. Мы объясняем успешное развитие компании целым рядом
факторов, среди которых модель дискаунтера и выгодные предложения, а
также социальная направленность бизнеса (мы даем возможность
пользоваться мобильной связью всем слоям населения), яркая маркетинговая
коммуникация, высокий уровень обслуживания, разветвленная и
сбалансированная сеть дистрибуции и т. д. С приходом на рынок Петербурга
TELE2 на нем наблюдается весьма существенное обострение конкурентной
ситуации. Очевидно, что присутствие на рынке оператора-дискаунтера
позитивным образом влияет на развитие рынка. Свидетельством тому может
являться, например, тот факт, что стоимость мобильной связи в Москве,
где пока нет оператора-дискаунтера, заметно выше, чем в Петербурге.
В
феврале этого года состоялся запуск сети TELE2 в Калининградской
области. Начался этот процесс с того, что в ноябре 2008 года TELE2
купила сеть сотовой связи, работающей в Калининградской области под
брендом «Цифровая экспансия». С декабря 2008 по февраль 2010 года наша
компания осуществляла интеграцию существующей структуры в российский
бизнес TELE2, модернизировав имеющуюся сеть и существенно расширив
территорию ее покрытия, а также перестроила работу с партнерами и
отстроила дистрибуцию. После запуска в Калининграде недорогая и
качественная связь европейского оператора-дискаунтера стала доступна
жителям всех регионов СЗФО.
Охарактеризуйте, пожалуйста,
развитие TELE2 в ключевых регионах СЗФО.
- В целом мы
не выделяем среди регионов Северо-Западного федерального округа лидеров и
отстающих. Прежде всего, следует понимать, что многие регионы здесь
были запущены недавно (в частности, это Вологодская, Псковская,
Калининградская области, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ),
поэтому сравнивать операции там с операциями в зрелых регионах просто
не имеет смысла.
Если говорить о регионах, которые открыты давно,
сейчас достаточно хорошими темпами развивается Мурманск, Великий
Новгород. Но зрелые регионы тоже отличаются друг от друга – в
экономическом, географическом, демографическом отношениях – достаточно
существенно, чтобы можно было мерить их «единым аршином». Можно сказать,
что многие наши компании в тех регионах, где мы работаем не первый год,
являются одними из лидеров рынка, что доказывает востребованность
формата дискаунтера.
Рынок Петербурга, на наш взгляд,
характеризуется острой конкурентной ситуацией – тем интереснее на нем
работать. Чтобы занять свое место на таком рынке, необходимо иметь яркую
отличительную особенность, «свое лицо». TELE2 – единственный в России
европейский мобильный оператор (предоставляет услуги связи в 10 странах
Европы), а также единственный оператор-дискаунтер – такое
позиционирование помогает нам привлекать к себе тех, кто не готов
переплачивать за услуги.
Здесь мне хотелось бы затронуть еще один
вопрос – качества связи, всегда проблемный для всех операторов. Не
секрет, что в свое время о качестве связи TELE2 ходили негативные
отзывы. Надо сказать, для этого были основания: такова была
бизнес-модель компании – реинвестировать доходы в строительство и
расширение. Что касается новых регионов, то здесь мы пересмотрели наш
подход и в каждом регионе выходим с изначально большим покрытием (как
минимум 60-65 % населения) и хорошим качеством. А в зрелых регионах нам,
действительно, в течение нескольких лет приходилось «догонять» рынок. И
тем приятнее, что многие люди в том же Питере сейчас совсем по-другому
смотрят на нашу компанию: они отмечают, что качество стало совсем
другим, территория покрытия существенно выросла. Не так давно нами
проводился опрос среди людей, которые раньше никогда не пользовались
услугами нашей компании – они подтвердили, что сейчас у TELE2 проблем со
связью нет и они готовы перейти к нам с другого оператора.
Сегодня
в любом районе Петербурга нашим абонентам доступна мобильная связь и
возможность выхода в Интернет по технологии EDGE, обеспечивающей
скорость соединения, достаточно высокую для комфортной работы с
электронной почтой, ICQ, Skype, просмотра веб-страниц, доступа в
популярные социальные сети (Facebook, Twitter, «вКонтакте» и т. д.).
Тест-драйвы сетей, которые проводились нами в начале 2010 года,
показали, что качество связи TELE2 в Петербурге не отличается от
качества связи других популярных сотовых операторов. Несмотря на это, в
2010 году мы собираемся адресно вести в Петербурге работы по улучшению
приёма внутри зданий (например, в ряде торговых и бизнес-центров).
А
каковы отличия локальных рынков (или в целом – регионального рынка) от
Санкт-Петербурга?
- Во-первых, следует понимать, что
все регионы, которые находятся в СЗФО, конечно же, тяготеют к
Петербургу. Например, в Великом Новгороде есть даже специальные тарифы,
которые направлены как раз на звонки из Великого Новгорода в Петербург.
Особенно заметна ориентация регионов на Северную столицу в бизнес-среде.
И дальнейшее развитие бизнеса TELE2, особенно в зрелых регионах, будет
направлено на развитие корпоративного сегмента. Конечно, главной нашей
целью будет вовсе не большой бизнес – а средний и малый. Это тот
сегмент, которому мы хотим помогать, давая разумную цену на свои услуги,
чтобы бизнес смог лучше развиваться, и наша связь помогала таким
компаниям зарабатывать, а не только тратить.
Отличается
ли от петербургской локальная система тарифов в регионах?
-
Конечно, и в первую очередь она отличается ценообразованием. То есть
сама тарифная линейка – она едина, и всё в ней – то же самое.
Отличительная особенность всегда основана на том, что в первую очередь
мы смотрим на цели, которые стоят перед нами в том или ином случае, а
затем – на ту справедливую цену, которую можно выставить. Конечно же, мы
знаем себестоимость своего бизнеса и должны всегда понимать, насколько
мы рискуем, устанавливая слишком низкий тариф. Всё зависит от
поставленных задач: если нужно привлекать клиентов, мы привлекаем, если
удержать – удерживаем.
И как вы собираетесь привлекать
тех людей, которые уже пользуются сотовой связью?
- Ну,
во-первых, конечно же, разумной ценой. Во-вторых, уже сейчас, запуская
сети в новых регионах, мы выходим с существенным покрытием и хорошим
качеством. В зависимости от географических и демографических
особенностей территорий, не менее 60 % жителей региона имеют возможность
пользоваться связью TELE2 уже на старте. В дальнейшем происходит
последовательное расширение территории покрытия. Любой здравомыслящий
человек, сравнив соотношение «цена-качество», поймёт всё преимущество
нашей компании.
В этом году аналитики, говоря о российском
сотовом рынке, все чаще используют определение «большая четвёрка»,
включающее в себя и TELE2. Это свидетельствует о признании специалистами
факта успешного роста бизнеса TELE2 в России. Значит, наша рыночная
стратегия работает.
Помимо развития центральных городов и
регионов ещё каким-нибудь образом идёт развитие сети?
-
В компании разработан определённый путь миграции – в частности,
составлен план на три года, он определяет дальнейшее расширение
присутствия TELE2. Данный план одобрен акционерами и руководством
компании, под него выделяется специальное финансирование. В целом могу
сказать, что в 2010 году в развитие сети в Петербурге и Ленобласти будет
вложено столько денег, сколько было потрачено за весь 2008 и 2009 года
вместе взятые. На данный момент у нас начинается серьёзная работа по
освоению просторов за пределами КАД.
Не так давно мы сдали
Роскомнадзору нашу местную телефонную сеть – это означает, что скоро мы
начнём продавать прямую городскую нумерацию (звонки «город-город»), что
позволит существенно сэкономить на интерконнекте для наших потенциальных
абонентов. Этот продукт предназначен в первую очередь для малого и
среднего бизнеса – я думаю, он будет очень востребован, потому что мы
постараемся сделать максимально доступную цену на звонки, что,
несомненно, будет выгодно нашим клиентам. Еще одна новость в том, что
у нас полным ходом идет модернизация оборудования на устройства
Nokia-Siemens (NSN). Уже сейчас оно поддерживает LTE – во всех
диапазонах, от самых маленьких до самых высоких. Это позволит нам
экономить на запуске сегментов сети в эксплуатацию и поддерживать
доступный уровень цен для наших абонентов при возросшем качестве работы
оборудования.
Ожидается ли изменение маркетинговой и
технической стратегии, способа позиционирования? Будет ли какая-то новая
политика взаимодействия сети между городами? Может быть, вы приметесь
за строительство собственной магистральной сети?
- Все
регионы СЗФО объединены в единую сеть, и цена внутрисетевого роуминга
(льготной внутрисетевой зоны) задает тон рынку – ни один оператор в этом
не может с нами сравниться. Входящие бесплатны, минута разговора на
мобильный (в любом городе) – максимально доступна. Официально об этом
было объявлено в феврале 2010 года. Наша цена очень привлекательна, в
первую очередь за счет того, что мы объединили все наши технические
возможности – пространство СЗФО у нас уже единое, и это позволяет нам
достаточно серьёзно экономить на пропуске трафика. Мы сейчас не строим
глобально свои магистральные транспортные сети, потому что знаем,
транспорт, представленный на рынке в данный момент, предлагается по
адекватной цене, и объем предложения достаточно велик. Это позволяет нам
чувствовать себя максимально защищёнными, не вкладывая огромные
инвестиции и экономно расходуя деньги.
Сейчас мы начинаем
позиционировать себя по-другому: как оператор, умеющий считать, оператор
с выгодным и понятным предложением и ясным тарифом. Для этого мы, в
частности, работаем над имиджем: лозунг «просто дешевле» стал исчезать,
теперь мы делаем упор на то, что с нами выгодно.
В докладе
аналитической компании AC&M Consulting, опубликованном в марте этого
года, приводятся данные, согласно которым, в Петербурге в феврале
наибольшую долю по чистым подключениям занял TELE2 – 59,5 %. Доли других
операторов в чистом приросте абонентов оказались существенно ниже или
даже ушли в минус. Таким образом, аналитики рынка оценивают темпы
развития абонентской базы TELE2 весьма позитивно. Мы же видим на рынке
дополнительные возможности для роста бизнеса: это, прежде всего,
расширение присутствия TELE2 в Ленинградской области, а также выход в
высокодоходный и корпоративный сегменты. До настоящего времени компания
не вела активных действий в отношении этих кластеров рынка, однако в
будущем мы планируем изменить свою стратегию. Движение в эти сегменты
будет поддержано новыми маркетинговыми решениями и продуктами.
Как
в целом Северо-Запад выглядит на общем фоне бизнеса TELE2 с точки
зрения прибыльности, маркетинга, работы подразделений и технического
развития?
- Во-первых, если смотреть на картину в
целом, то сейчас СЗФО – это единственный макрорегион, где TELE2 имеет
лицензии во всех субъектах. Во-вторых, Петербург, действительно,
является для «TELE2 Россия» ключевым регионом, с учетом отсутствия TELE2
в Москве, где мы боремся за получение разрешения на частоты. В то же
время, так традиционно сложилось, Центр планирования развития сети
находится в Омске, контактные центры – в Ростове и Челябинске. Все это
сделано в целях экономической целесообразности и помогает развитию
нашего бизнеса. Центр компетенции Петербурга в первую очередь
определяется тем, что это достаточно жёсткий и динамичный рынок.
Как
вы оцениваете сейчас ситуацию на рынке мобильной связи в Петербурге?
-
Я бы охарактеризовал нынешнюю ситуацию на рынке как непростую и
захватывающую. Работать здесь – одно удовольствие. Постоянно нужно быть в
тонусе, поскольку конкуренты у нас очень серьезные.
Расскажите
подробнее о дальнейших перспективах и планах развития компании.
-
Во-первых, в этом году «TELE2 Санкт-Петербург» совершит большой рывок в
область: мы намерены значительно увеличить зону покрытия TELE2 в
Ленинградской области, объемы строительства в 2010 году превзойдут
совокупные объемы 2009 и 2008 годов. В основе этих намерений –
стратегический тренд «TELE2 Россия», направленный на расширение зоны
покрытия и увеличения емкости действующих сетей. Столь амбициозные планы
компания подкрепляет серьезными инвестициями: в течение 2010-2011 годов
«TELE2 Россия» планирует инвестировать в развитие сетей $700 млн
(только CAPEX). В своем недавнем интервью одному из онлайн-изданий
президент «TELE2 Россия» Дмитрий Страшнов отметил: «Что касается
развития в Ленинградской области, то для нас это направление является
приоритетным на 2010 год».
Если говорить о географии
строительства в 2010 году, то работы будут вестись более чем в 50
населенных пунктах в Ленинградской области, включая все районные центры,
а также другие крупные населенные пункты, дачные поселки, важные
транспортные артерии (например, Таллинское шоссе). На конец 2009 года
связь TELE2 была доступна 62 % населения области, к концу 2010 года этот
показатель увеличится на 10 %. Расчетное увеличение зоны покрытия +15
%. Наша основная задача на 2010-2011 гг. – сравняться по покрытию с
рядом других крупных сотовых операторов: мы уверены, что эта задача
выполнима.
В этом году мы намерены продолжать расширять наш
портфель дополнительных услуг, в частности, появятся новые интересные
предложения для пользователей мобильного Интернета. Возможно появление
пакетных предложений, направленных на разные категории потребления услуг
связи. В целом в компании сейчас ведётся весьма активная работа над
программой лояльности клиентов.
Помимо всего прочего, TELE2
собирается осваивать и развивать самые современные стандарты сотовой
связи. Мы проводим модернизацию сети путём установки коммутационного
оборудования NSN, что должно позволить в перспективе быстро развернуть
мобильные сети 4-го и последующих поколений. Последовательно у нас
ведутся работы по увеличению емкости сети, строятся новые базовые
станции. Для компенсации потерь в диапазоне 1800 МГц используется
специальное оборудование: усилители принимаемого сигнала (ТМА) и
усилители передающего сигнала (ТМВ). Это фактически сравнивает сети
TELE2 в диапазоне 1800 МГц по качеству с сетями в диапазоне 900 МГц,
имеющимися у других операторов. Подробности Игорь
Жижикин окончил военное училище в г. Новосибирске в 1989 году. В 2006
году окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по
специализации «Высшая школа корпоративного управления». С 2000 по 2008
год Игорь Жижикин проработал в ОАО «Мобильные ТелеСистемы», где прошел
путь от менеджера по продажам до директора по операционному маркетингу
МТС России, и, в частности, с декабря 2007 по январь 2008 года руководил
красноярским филиалом этого сотового оператора. С января 2008 по август
2009 года г-н Жижикин являлся руководителем подразделения, отвечающим
за продажи и маркетинг России и СНГ в ОАО «Ситроникс», как и МТС,
входящего в «АФК Система». На пост регионального управляющего директора
«TELE2 Санкт-Петербург» Игорь Жижикин был назначен в августе 2009 года.
|