Август 2009 года в Петербурге, как и ожидалось, традиционно
отметился всплеском маркетинговой активности операторов сотовой связи,
что привело к довольно-таки хорошим результатам. Прирост абонентской
базы оказался положительным, хотя и не столь значительным, как в июле
текущего года. Смены лидеров в приросте не произошло. Мало того – отрыв
лидера от других операторов несколько увеличился.
По информации аналитического агентства Advanced Communications
& Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России
концу августа 2009 года достигло 201,87 млн абонентов, увеличившись с
конца июля текущего года на 2 млн (на конец июля данный показатель
равнялся 199,87 млн). Таким образом, прирост в августе оказался лишь
немногим меньше, чем в июле текущего года.
Интересно,
что августовский прирост абонентской базы 2009 года в целом по России
является довольно значительным и по сравнению с предыдущими годами: в
частности, больший прирост в августе наблюдался только в 2006 году.
Уровень
проникновения сотовой связи в России увеличился к концу августа 2009
года до 139,0 %, тогда как на конец июля текущего года этот показатель
равнялся 137,7 %, т.е. увеличение проникновения сотовой связи в России
за месяц составило 1,3 %. Это на 0,1 % мньше, чем в предыдущем месяце.
За год увеличение проникновения составило 16,9 %. Интересно, что
прирост за предыдущий год с конца августа 2007 года по конец августа
2008 года был значительно ниже – 9,3 %.
В
Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец августа 2009 года
составил, по данным аналитического агентства Advanced Communications
& Media Consulting, 32,563 млн и 11,695 млн соответственно. При
этом в очередной раз прирост в Первопрестольной оказался отрицательным,
тогда как Северная столица демонстрирует положительный прирост. Потери
Москвы составили 210 тыс., а прирост Петербурга достиг 164 тыс. Однако
и для Петербурга данный показатель сложно оценить очень оптимистично: в
предыдущем месяце прирост составлял 220 тыс., однако с учетом того, что
в июне темпы прироста, как и в Москве, были ниже, чем в июле,
результаты августа кажутся позитивными.
Проникновение
же в столицах на конец августа 2009 года составило 191,7 % (Москва) и
184,4 % (Петербург). Показатели июля текущего года - 193 % (Москва) и
181,9 % (Петербург). Таким образом, в Петербурге прирост составил 2,5
%, тогда как в Москве проникновение снизилось на 1,3 %.
В
августе 2009 года чистый прирост абонентской базы в России, по данным
аналитического агентства Advanced Communications & Media
Consulting, распределился так. Со значительным отрывом от других
операторов второй месяц подряд лидирует «МегаФон»: на его долю пришлось
45 % от общего прироста. При этом его доля все же чуть уменьшилась по
сравнению с июльским показателем – 47,3 %. Второе место удалось вернуть
себе МТС: его доля в приросте составила 16,2 %. В июле МТС уступали
вторую позицию «Билайн», однако несмотря на это доля МТС снизилась: в
июле не долю этого оператора приходилось 24,3 % от общего прироста.
«Билайн», также потерявший долю от общего прироста, получил в августе
2009 года 14,9 %, тогда как в июле его доля равнялась 28,5 %. При этом
в выигрыше оказались остальные операторы: если в июле их доля была
отрицательной, то в августе они получили 23,9 %.
В
итоге к концу августа 2009 года абонентская база операторов «большой
тройки» в России выглядела так: количество абонентов МТС по России
составляет 68,259 млн, что на 325 тыс. больше, чем на конец июля
текущего года. Количество абонентов «ВымпелКом» в августе составило
50,867 млн: прирост достиг 297 тыс. Абонентская база «МегаФон» в целом
по России составила 47,3 млн, что означает прирост в 945 тыс. (это на
49 тыс. меньше, чем в июле).
Рынок России в
конце августа 2009 года оказался поделен между операторами следующим
образом: МТС занимают 33,8 %, «ВымпелКом» - 25,2 %, «МегаФон» - 23,4 %.
Доля остальных операторов составила 17,6 %.
В
Петербурге в августе 2009 года наблюдалось увеличение совокупной
абонентской базы на 164 тыс. абонентов. Как и в целом по России,
лидером по приросту остался «МегаФон»: в августе на его долю пришлось
51,1 %, что на 5,6 % больше ,чем в июле. При этом отрыв от второго
места также несколько увеличился. Так, занимающие второе место МТС
получили 36,5 % от общего прироста. В июле доля МТС составляла 38,2 %.
Третий
месяц подряд Tele2 сохраняет за собой третье место по доле в приросте:
в августе он получил 11,2 %, что на 2,1 % больше, чем в июле. «Билайн»,
которые в июле «вышел из минуса» и продемонстрировал положительный
прирост, в августе опять не получил доли в приросте по Петербургу. На
долю «Скай Линк» пришлось 1,1 %, что практически в два раза больше, чем
в предыдущем месяце.
Доли петербургского
рынка по итогам августа 2009 года в результате распределились так:
«МегаФон» получил 32,7 % (прирост 0,3 %), МТС – 31,9 % (прирост 0,1 %),
«Билайн» - 18,1 % (потери 0,4 %), Tele2 – 15,3 % (без изменений), «Скай
Линк» - 2,0 % (без изменений).
Что касается
маркетинговых инициатив, то август оказался довольно-таки богатым на
новые предложения операторов. Так, в начале месяца сразу два игрока
рынка запустили инициативы: нововведения «ВымпелКома» затронули линейку
корпоративных тарифов и стали федеральным предложением, стартовавшим во
всех регионах присутствия оператора. Tele2 предложил рынку новый
тарифный модификатор «Один за один», ориентированный на активных
пользователей мобильного интернет-доступа. Кроме того, Tele2
активизировался в корпоративном сегменте: акция «Войди в семью, приведи
компанию» ориентирована на стимулирование подключений на корпоративные
тарифы оператора.
«МегаФон Северо-Запад»
также в середине месяца модернизировал условия одного из предложений
для корпоративного рынка – тарифного плана «Телеметрия»,
ориентированного на интернет-доступ. Кроме того, оператором была
запущена услуга для бизнес-рынка «Мобильная АТС».
«Скай
Линк Петербург» в середине августа запустил в Северной столице сразу
две инициативы, которые объединяет то, что они ориентированы на
привлечение новых клиентов в офис на ул. Добролюбова и
интернет-магазин, а также на стимулирование продаж пользовательских
терминалов. В рамках обеих инициатив предлагаются специальные условия
тарифов: для одной акции было запущено специальное предложение «Супер
Легкий +», а согласно условиям второй предоставлялась сидка на
абонентскую плату уже существующего тарифа.
«Билайн»
в августе отметился тем, что в рамках федеральной рекламной кампании
запустил новый сайт www.sovet.beeline.ru, на котором размещается
информация о предложениях оператора.
В
преддверии начала учебного и бизнес-сезона МТС запустили федеральную
акцию по продвижению тарифного плана «Классный», в рамках которой при
подключении абонент получает подарок. Параллельно с этим обновился
контент на портале wap.kids.mts.ru. «МегаФон Северо-Запад» в свою
очередь запустил несколько инициатив, ориентированных на продвижение
мобильного доступа в Интернет. Так, в сети оператора стартовала новая
тарифная опция «Ночной Интернет», а кроме того, в ряде регионов
присутствия были внесены изменения в ранее запущенные модификаторы
«Экспресс 500» и «Экспресс 1000».
|