Федеральная антимонопольная служба разъяснила вопрос разделения рекламной и потребительской информации.
В настоящее время пользователи большинства сотовых сетей получают
рекламу вместе с запрашиваемой информацией о балансе, о подключенных
услугах и в иных сообщениях. Например, ОАО «Вымпел-Коммуникации»
(торговая марка «Билайн») включает в SMS об остатке средств на счете
абонента предложение поучаствовать в викторине, «МТС» – подключить
контент-услугу и так далее. Все операторы в силу закона предупреждают
пользователей о переходе в режим роуминга (в том числе переезда из одной
области в другую), заодно предлагая дополнительные платные услуги.
По мнению самих связистов, такая информация направлена на защиту прав
потребителей. Ведь по закону оператор обязан своевременно предоставлять
клиенту необходимые и достоверные сведения об услугах, обеспечивающие
возможность их правильного выбора. Четкую границу между информацией об
услугах и их рекламой определить очень сложно.
В ФАС полагают, что к «потребительской» (то есть нерекламной)
информации относятся сведения о порядке предоставления «базовых» услуг
связи. В частности, оператор правомерно может отправлять SMS-сообщения
об изменении стоимости услуг в рамках выбранного потребителем тарифного
плана, о бесплатных сервисах («Я в сети» и тому подобное), о нахождении
абонента в роуминге (в том числе о пересечении границы и возможном
изменении в порядке списания денежных средств) и в ряде иных случаев.
«Вместе с тем распространяемая посредством SMS-сообщений информация о
дополнительных услугах, предлагаемых операторами сотовой связи абонентам
... может рассматриваться в качестве рекламы», – полагает заместитель
руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
К рекламе, по его мнению, относятся предложения приобрести за
дополнительную плату мобильный контент (фото-, видеоизображения, мелодии
для рингтонов или гудков, подписка на новости, прогноз погоды и тому
подобное), не связанные с базовыми дополнительные платные услуги
(«Автоответчик», «Голосовая почта», «Автоплатеж»), предложения перейти
на другой тарифный план, обратиться на мобильный сервис (портал) и
прочие. «Кроме того, в любом случае должны относиться к рекламе
SMS-сообщения, направляемые операторами сотовой связи абонентам, с
которыми у них не заключен договор на оказание услуг связи, если в таких
сообщениях содержится объект рекламирования», – полагает Андрей
Кашеваров.
В то же время многим своим клиентам сотовые компании вправе отправлять
даже исключительно рекламные SMS: большинство договоров об оказании
услуг связи включают согласие абонента на рассылку рекламных сообщений, а
не желающие их получать должны написать специальное заявление.
Опрошенные операторы готовы к выполнению новых требований ФАС.
«Мы откажемся от включения в отправляемые абонентам сообщения
информации, отнесенной надзорным органом к рекламной», – заявили
журналисту «Фонтанки» в пресс-службе «Мегафона».
А в компании TELE2 утверждают, что и сейчас SMS-сообщения с
дополнительной информацией от оператора направляются только клиентам,
согласившимся на получение информационных рассылок при заключении
договора.
Напомним, что нарушение законодательства о рекламе организациями
карается штрафом в сумме до полумиллиона рублей. В незаконной рассылке
SMS-сообщений уже уличался ряд участников рынка.
|