Компании — продавцы телефонов и контрактов активно ищут покупателей.
Вслед за «Евросетью» и «Беталинком» на продажу выставлен Dixis.
Сотовая сеть Dixis ведет переговоры о продаже с одним из сотовых
операторов, рассказала ее представитель Надежда Захарова, отказавшись
сообщить детали. По словам источника, близкого к конкуренту Dixis, и
менеджера, занимающегося предпродажной подготовкой крупной сети салонов
связи, речь идет о «Мегафоне». Близкие к Dixis и «Мегафону» менеджеры
это подтвердили.
Представитель «Мегафона» Марина Белашева не подтвердила и не
опровергла эту информацию, добавив: оператор активно развивает и
собственную розницу.
Dixis — второй сотовый ритейлер после «Беталинка», который
официально заявил о планах партнерства с сотовыми операторами.
Владельцы крупнейшей сети по продаже телефонов — «Евросети» Евгений
Чичваркин и Тимур Артемьев не подтверждали планов ее продажи, но на
прошлой неделе основной совладелец АФК «Система» (контролирует сотового
оператора МТС) Владимир Евтушенков подтвердил «Ведомостям» информацию,
давно обсуждаемую участниками рынка: МТС рассматривает возможность
участия в консорциуме инвесторов, который купит контрольный пакет
«Евросети».
На рынке сотового ритейла неблагоприятная ситуация, сказал вчера
«Ведомостям» Чичваркин: «Сейчас реальная ж…а, если продукты снова
подорожают, как весной, и “присядут” потребители, то ситуация из
четырех букв будет ситуацией из шести букв». «У ритейлеров проблемы с
рефинансированием: на фоне общего кризиса ликвидности банки сокращают
лимиты — прежде всего на секторы с низкой маржей и с ограниченным
ростом, к которым, увы, относятся ритейлеры», — сетует Алексей Чуйкин,
президент «Евросети» с лета 2007 г. по июнь 2008 г. Наиболее разумным
выходом из кризиса Чичваркин считает консолидацию: «[На рынке] слишком
много сетей, рынка хватит только на хороших — три-четыре сети».
Совладелец «Связного» и одновременно руководитель розничного
блока «КИТ финанс» Максим Ноготков видит другой выход из кризиса:
«Наступил такой этап развития сотового ритейла, когда основные игроки
заинтересованы в привлечении инвестиций со стороны, в том числе со
стороны сотовых операторов». Комментировать возможность продажи
«Связного» кому-либо из операторов Ноготков отказался. Гендиректор
«Беталинка» Владимир Анненков согласен: сотовые ритейлеры нуждаются в
стратегических инвесторах; ими могут быть российские сотовые операторы,
«которые работают практически на том же рынке, и западные аналоги
сотовых ритейлеров вроде Carphone Warehouse».
«Кризис имеет системный характер, [розничные] активы дешевеют,
те компании, которые вели осторожную политику заимствований, получили
шанс скупать конкурентов с большим дисконтом, — рассуждает управляющий
директор “КИТ финанс” Дмитрий Геркусов. — А компании, перебравшие
долги, будут продаваться». Интерес к ним, думает Геркусов, проявят в
том числе и «банки, ориентированные на розницу». Возможность участия
«КИТ финанс» в таких сделках он не комментирует.
По оценке МТС, отток абонентов у операторов «большой тройки»
составил за последний год около 30 млн человек, говорит представитель
этой сотовой компании Елена Кохановская. И в условиях
высококонкурентного рынка наличие у оператора контролируемого канала
дистрибуции, который будет не только качественно продавать контракты
операторов, но и повышать лояльность абонентов, становится ключевым
фактором успешного развития бизнеса, объясняет она.
Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев. Ранее
многочисленные источники рассказывали «Ведомостям», что «Вымпелком»
договаривается об альянсах с «Беталинком» и «Связным».
«Нас устраивает, что сейчас ритейлеры независимы от операторов,
— говорил недавно журналистам гендиректор «Вымпелкома» Александр
Изосимов. — Но если МТС купит «Евросеть», то конкурентный баланс
поменяется и это потребует от «Вымпелкома» ответных шагов.
«Первая продажа какого-либо ритейлера спровоцирует другие
продажи по принципу домино», — уверен Чуйкин. Ритейлерам выгоднее всего
продать бизнес операторам как единственным «естественным» стратегам на
рынке, объясняет он; операторы же будут вынуждены покупать ритейлеров,
так как иначе они «просядут» по продажам и рискуют потерять рыночную
долю.
|