Финансовый кризис вынуждает укрупняться участников рынка
мобильных микроплатежей, объем которого в следующем году может
достигнуть $300 млн. Компании "Русский биллинг" и "Мобильный платеж" объединились в "А1 Агрегатор".
А
контент-провайдер i-Free вывел в отдельную компанию Planet3
подразделение мобильных микроплатежей. По мнению экспертов, в ближайшее
время с рынка будет вынуждено уйти большинство мелких игроков. На
рынке мобильных платежей появилось два новых игрока. Контент-провайдер
i-Free создал компанию Planet3, которая будет заниматься мобильными
микроплатежами. Управляющий директор i-Free Кирилл Петров рассчитывает,
что по итогам 2008 года объем рынка мобильных микроплатежей составит
$180 млн, а доля на нем Planet3 к началу 2009-го - около 60%. Господин
Петров добавляет, что его компания уже заключила соглашения с
контент-провайдерами "ИнкорМедиа"и "Нева-лайн". Достичь запланированной
рыночной доли i-Free планирует в основном за счет
интернет-пользователей. "В России сейчас около 30 млн пользователей интернета. 10-11 млн из них оплачивают мобильный и интернет-контент с помощью платежных карт и систем WebMoney и "Яндекс.Деньги". Остальные - с помощью SMS",- объясняет господин Петров. Системы микроплатежей дают возможность сотовому абоненту пока только через SMS оплачивать
интернет-сервисы, контент (игры, музыку, фильмы и т. п.), в том числе,
и мобильный. Распределение доходов от контента происходит следующим
образом: например, пользователь оплачивает услугу
"Невидимка"на интернет-портале "Одноклассники.ру" (сервис позволяет не
отображать посещение на персональной странице другого пользователя),
которая для абонентов "Билайн"стоит 130 руб. 30-40% этой суммы получает
сотовый оператор, 50-60% - партнер (сайт "Одноклассники.ру"), около 2%
(в качестве комиссии) забирает себе оператор микроплатежей. По оценкам
ACM-Consulting, объем рынка мобильных платежей по итогам 2008 года
составит порядка $150 млн. Крупнейшие игроки: Infone, "ИнкорМедиа",
i-Free, А1, Solvo. Другой игрок - "А1 Агрегатор" - появился на
рынке в результате объединения компаний "Русский биллинг"и входящей в
холдинг А1 компании "Мобильный платеж"
(также работает в сфере микроплатежей), рассказал "Ъ"гендиректор А1
Евгений Чумаков. По его словам, РФИ-банк, родственная структура А1,
кредитовал ООО "Русский биллинг", которое в октябре этого года не
смогло погасить долг перед своим кредитором. Он не уточняет размер
задолженности "Русского биллинга"перед РФИ-банком. Однако в открытом
письме партнерам "Русского биллинга"за подписью гендиректора Андрея
Румянцева говорится, что эта сумма составляет "на текущий момент
миллионы долларов". По оценкам господина Чумакова, рыночная доля "А1
Агрегатор"составляет 30-40%. Появление новых игроков на рынке - следствие финансового кризиса и невозможности привлекать кредиты. "Еще
год назад операторы микроплатежей расплачивались с партнерами
(контент-провайдерами.- "Ъ") в течение двух месяцев, но с увеличением
конкуренции на этом рынке срок сократился до недели,- объясняет старший консультант ACM-Consulting Сергей Половников.- Для
своевременных выплат партнерам игрокам рынка микроплатежей приходилось
брать кредиты, поскольку платежи от сотовых операторов поступали в срок
три-четыре месяца. В условиях кризиса возможность привлечения таких
кредитов сошла на нет, что и привело к переделу рынка".
Компаний, которые предоставляют услуги мобильных микроплатежей десятки,
отмечает эксперт, но уже в следующем году их количество сократится
почти вдвое за счет ухода с рынка более мелких игроков. По его
прогнозам, в 2009 году рынок вырастет как минимум в два раза - до $300
млн.
|