Известно, что
тарифы на услуги сотовой связи в российских регионах неоднородны.
Причина зачастую кроется не в разнице их социально-экономического
положения, а в уровне конкуренции между мобильными операторами,
выяснила компания ComNews Research. Эксперты впервые с цифрами в руках
проследили, как цены на сотовую связь меняются в зависимости от
конкуренции и уровня потребительских цен.
Выяснилось,
что в большинстве российских регионов (54%) конкуренция на рынке
сотовой связи низкая, т.е. либо работают всего два оператора (это
половина из низкоконкурентных регионов), либо - если их больше -
доминирует один из них (как считался уровень конкуренции - см. в
допматериале).
Для чистоты эксперимента во всех регионах
оценивалась цена фиксированного набора услуг сотовой связи
среднеевропейского уровня. Стоимость этой "мобильной корзины", которая,
как и следовало ожидать, колеблется от региона к региону, сравнивалась
со стоимостью местной потребительской корзины (по данным Росстата).
Результаты показали, что цена мобильной связи в соседних и схожих по
благополучию регионах может значительно отличаться. Например, в
Забайкальском крае тарифы на сотовую связь на 20% выше, чем в соседней,
сопоставимой по уровню развития, Амурской области. Аналогичная картина
возникает и при сравнении Якутии и Ханты-Мансийского АО (ХМАО): уровень
потребительских цен в этих регионах практически одинаков, однако в
Якутии фиксированный набор услуг сотовой связи на 7% дороже. Учитывая,
что в среднем доходы населения в ХМАО практически на 50% выше, чем в
Якутии, реальная стоимость "мобильной корзины" для жителей республики
гораздо выше, чем для соседей.
Самые дорогие и дешевые тарифы
Средняя стоимость "мобильной корзины" по России составила 409,1 рубля.
Дороже всех она обойдется жителю Магаданской области (662,8) - в 1,62
раза выше общероссийского уровня. Далее идут москвичи (570,5 руб),
жители Якутии - 562,8 руб., представители ЯНАО - 536,8. На пятом месте
Новосибирск (534 руб.), хотя, что примечательно, в сопоставимых по
уровню развития сибирских регионах тарифы гораздо ниже.
Наиболее низкие тарифы в Волгоградской области - 325,1 руб. Это на 21%
ниже среднероссийского уровня и в два раза ниже, чем в Магадане. При
этом уровень потребительских цен здесь всего на 7% ниже среднего по
России. Вторым по дешевизне идет Удмуртия (327,3 руб.), Нижегородская
область (333,3 руб.), Ингушетия (340,3 руб.), Мордовия (341,2 руб.).
Примечательно, что в то время как уровень потребительских цен в
Ивановской области на 10% ниже, чем в среднем по России, стоимость
сотовой связи на 22% выше.
Конкуренция
Ценовая
аномалия объясняется в основном уровнем конкуренции, объясняют в
ComNews Research. Подавляющее большинство регионов с наиболее низкой
стоимостью фиксированного набора услуг сотовой связи являются
высококонкурентными рынками, на которых работает 4-5 операторов. Самые
же высокие тарифы в регионах, где конкуренция низкая.
Примечательно, что в половине регионов с наиболее низким уровнем
конкуренции работает всего два оператора. В остальных слабая
конкуренция при наличии нескольких операторов объясняется тем, что один
из них имеет мощное преимущество. Так, доля "Мегафона" на рынке
Вологодской области составляет 70%, доля МТС на рынке Краснодарского
края - 63%, доля "Вымпелкома" в Алтайском крае - 62% от общей
численности абонентов.
Эксперты отмечают, что на
высококонкурентных региональных рынках сильные позиции операторов,
альтернативных федеральной тройке (МТС, "Вымпелком", "Мегафон"). В
частности, в наиболее дешевом регионе России - Волгоградской области,
где уровень тарифов на сотовую связь на 20% ниже среднероссийского
уровня, около 29% рынка принадлежит компании СМАРТС. При этом уровень
потребительских цен здесь лишь на 7% ниже среднего по России, что
"убедительно свидетельствует в пользу решающего влияния интенсивной
конкуренции на тарифную политику операторов", отмечается в исследовании
ComNews Research.
В целом в группе наименее дорогих в
отношении сотовой связи субъектов федерации преобладают поволжские,
уральские, западносибирские и северокавказские регионы. В большинстве
регионов Поволжья, Урала и Западной Сибири традиционно сильны
альтернативные операторы: TELE2, СМАРТС, "Уралсвязьинформ", компании,
входящие в холдинг "Волга Телеком", говорится исследовании. Впрочем,
снижение тарифов - это для регионалов едва ли не единственный способ
конкурировать с федеральными операторами.
Стоит напомнить, что
в 2006 г. ФАС пришла к выводу, что операторы "большой тройки" вступили
в ценовой сговор, установив региональным сотовым компаниям более
высокие тарифы за звонки на свою сеть (1,1 руб. в минуту), чем друг
другу (0,95 руб. в минуту). После этого МТС и "Вымпелком" снизили
тарифы. "Мегафон" решил отстаивать законность таких тарифов, но в итоге
был оштрафован, после чего возместил региональным операторам суммы,
переплаченные ими в 2006-2007 гг.
|