«Люди, которые работают в TELE2 — это все интересные
увлеченные люди, с разным опытом работы, с несколькими образованиями,
широким кругозором. В итоге получается микс из интересных людей,
интересных мнений и в целом — интересных проектов. Именно поэтому
я здесь работаю», — делится впечатлениями Яна Мартьянова, HR-менеджер «TELE2-Новосибирск».
Яна, назовите плюсы и минусы работы в компании TELE2
Чтобы быть объективной, давайте попробуем сравнить. Плюсы —
это совершенно другой уровень общения. Люди, которые работают
на относительно высоких позициях в TELE2 — это все интересные
увлеченные люди, с разным опытом работы, с несколькими образованиями,
широким кругозором. В итоге получается микс из интересных людей,
интересных мнений и в целом — интересных проектов. TELE2 еще выгодно
отличается и потому, что у шведов продуманная политика в плане подбора
персонала на достаточно высокие позиции. Чем она интересна — да, сюда,
довольно сложно попасть, но тот уровень ответственности и полномочий,
который предоставляется, — очень высок. Именно поэтому я здесь работаю.
Мне интересно подхватывать проекты на стартапе и вести
его до логического завершения, когда мне задают только вектор,
а решение я выбираю самостоятельно. Здесь это возможно. Но это можно
считать и минусом работы в TELE2. Сейчас очень мало людей, которые
готовы этот стиль подхватывать. В крупных компаниях, как правило, есть
узкая специализация, и выход за ее пределы крайне тяжел. Поэтому мы,
как и многие, испытываем дефицит профессионалов.
Как вы решаете эту задачу с подбором нужных для вас людей?
Через нас проходит большое количество людей, прежде чем мы примем
решение — с кем мы будем работать. Наши сотрудники на этапе
формирования — универсальные солдаты. Это длится до того момента, пока
один человек может физически выполнять весь объем работы. И чтобы
начатое дело поддержать, мы берем второго сотрудника. Стараемся
подбирать людей только в тот момент, когда для них есть реальные
задачи. Если мы не можем нового человека загрузить на весь день,
то распределяем задачи внутри коллектива. Мы, действительно, сильно
отличаемся от других компаний, в которых управление жестко
централизовано и зоны ответственности четко очерчены, что, конечно,
обосновано этапами их развития.
Если говорить о возможности использования каких-то компаний как доноров, то у нас нет задачи «вытаскивать» специалистов из компаний-конкурентов.
Нам важно найти человека, который подходит нам по духу, по личностным
качествам, ценности и цели которого совпадают с нашими. Безусловно,
они должны иметь специализированное образование, понимать, что такое
сотовая связь. Всему остальному, специфике, мы обучим.
То есть, у вас нет такой
цели — перекупить сотрудников, которые уже сделали карьеру, имеют
определенную репутацию. Вам проще воспитать, взрастить своего человека?
Мы рассматриваем таких людей, но так, чтобы специально выходить
на конкретного человека, а уж тем более его перекупать, — однозначно
нет. Более того, само понятие «перекупить», в моем понимании,
неправильное, если мы кого-то перекупим,
большая вероятность, что и у нас перекупят. Мы ищем людей, у которых
есть мотивация на развитие. И сотрудники из других компаний приходят
к нам, не потому что у нас зарплата выше, а потому что у нас проект
амбициознее и работа интереснее.
Какими качествами соискатель должен обладать, чтобы вы заинтересовались его персоной?
Я думаю, что в первую очередь имеет смысл говорить о личных
качествах кандидата. Наша работа строится из небольших проектов,
соответственно человек должен быть проектного типа, системным, хорошим
коммуникатором, оптимистичным, эмоционально вовлеченным, он должен
гореть работой. Я приведу пример, одним из требований компании является
владение английским языком, чем выше позиция, тем выше уровень владения
языком. Как правило, на собеседовании на вопрос: каков ваш уровень
владения языком, в 80% случаях люди отвечают — средний. Тогда я задаю
следующий вопрос: «А вы готовы провести дальнейшую часть интервью
на английском?». 80% кандидатов отвечают отказом, ссылаясь на стеснение
и отсутствие постоянной речевой практики. Так уж получилось,
что мы достаточно долго выбирали человека на одну из ключевых позиций
филиала. В личной беседе я выяснила, что уровень владения языком,
по мнению соискателя, приближен к уровню носителя языка. Признаться,
такого ответа я не ожидала. Тогда я предлагаю продолжить интервью
на английском. «Why not?» — соглашается девушка. Она приняла вызов —
следовательно, она человек TELE2.
Согласно результатам
исследования ВЦИОМ за 2007 год, российских граждан пугает требование
иностранных работодателей — владение иностранным языком. Насколько ваши
сотрудники готовы принимать это условие?
Мы иностранная компания, и английский язык — это наш рабочий язык.
Все презентации, ежеквартальные отчетные встречи региональных
директоров проводятся и составляются на английском языке — это то,
что касается топовых позиций. Уровень владения языком специалистов-исполнителей
должен позволять объясняться с коллегами. Когда я формировала группу
для обязательного обучения иностранному языку, ситуация была такова:
17 человек в компании вообще не знали английского. Однако они готовы
учить его вместе с коллегами. Обучение для многих стало дополнительным
мотивирующим фактором.
Яна, вы говорили, что ваш человек, по сути — организатор, эти способности должны быть у каждого вашего сотрудника?
Тип людей, которые поднимают филиал с нуля, очень сильно отличается
от людей, работающих в сложившихся компаниях. Конечно, мы не будем
требовать от инженера в первые дни работы организовать рабочую группу.
Но реальность такова, что «исполнителей», условно говоря, пойди туда
и принеси это, на данный момент мы не ищем. Сейчас нам нужно закрывать
позиции среднего звена и топ-управляющих.
Со временем нам понадобятся и исполнители. А пока нам нужны
инициативные люди, готовые брать на себя ответственность. Которые
смогут идентифицировать проблему, предложить несколько вариантов
ее решения и принять это решение.
Что вы готовы делать для своего сотрудника?
В первую очередь, это комфортные условия работы, систему ДМС.
Мы сотрудничаем только с теми клиниками, которые имеют репутацию
надежного партнера. С первого дня каждому сотруднику предлагаем систему
страхования жизни. Также мы предлагаем сотрудникам не только обучение
английскому языку, но и профессиональное обучение. Для каждого
сотрудника по окончании первого месяца работы ставим задачи до конца
года. Они очень конкретные: построить N-количество базовых станций, набрать N-сотрудников, выполнить такие-то операции, сдать такую-то отчетность. И от выполнения этих задач зависит годовой бонус.
Раз в год сотрудники будут проходить аттестацию по профессиональным
и управленческим качествам. На основании полученных результатов
мы принимаем решение — что делать дальше. На сколько процентов
мы повышаем зарплату, планируем ли мы дальнейшую карьеру
или определяем, где и что подтягиваем. Но для начала нам нужно обучить
человека. В этом плане мы делаем все, чтобы сотрудники чувствовали себя
комфортно и были максимально лояльны к компании.
6 ноября 2008 года состоится награждение лучших сотрудников
«TELE2 Россия». Каждый филиал представляет своих лучших сотрудников
для награждения. Мы тешим себя надеждой, что, в некоторых номинациях
мы обязательно возьмем первые места.
Существует ли в вашей компании система штрафов и наказаний?
Нет, более того, я не считаю штрафы эффективным инструментом работы
с персоналом. Сотрудники сами должны понимать, что будет, если человек
придет на 10 минут позже на свое рабочее место. Что произойдет, если
он нагрубит абоненту или забудет о встрече с компанией-партнером. Наши люди чувствуют ответственность за себя и за бизнес в целом, за каждое свое слово и действие.
На сегодняшний день есть ли сотрудники, в которых вы успели разочароваться?
К сожалению, есть. И мы с ними расстаемся. Причины могут быть
разными: человек прекрасный энергетик, но ему тяжело заниматься
несколькими объектами одновременно и привыкать к новому стилю работы.
Мы расстаемся очень корректно, при этом готовы дать профессиональные
рекомендации.
Не во всех компаниях эйчар-менеджеры наделены управляющей функцией. Есть, например, эйчар-отделы, в которых функции менеджеров сводятся к делопроизводству, как обстоит дело в вашей компании?
Тон в компании задает директор — это естественно. Какой директор, как он видит HR-функцию в компании, таким и будет HR-менеджер.
И дальше эти два человека формируют свою команду. Открою вам еще одну
тайну: успешность многих регионов так или иначе зависит от того,
как региональный управляющий директор видит функцию HR-менеджера. Где-то
большинство функций уходит на аутсорсинг. В Новосибирске с точностью
до наоборот: 80% всех функций сосредоточены внутри компании.
Мы самостоятельно проводим работы по подбору персонала. С одной
стороны, у меня есть ощущение, что HR-служба
сделает это качественнее, с другой стороны, всегда остается момент
массового подбора. Нам еще предстоит формирование коммерческой службы,
со временем нам будут нужны люди в салоны для продвижения услуг TELE2.
А где вы ищете специалистов, где ему нужно оказаться, чтобы вас заинтересовать?
Ему не оказаться, а самому быть активным, о нас много информации,
об этом свидетельствуют звонки соискателей из других городов. Сейчас
много пассивных соискателей. Это люди, как правило, мотивированны
только на процесс: главное, найти работу и сидеть там спокойно
с 9 до 18 с перерывом на обед. Работа ради работы. Нам такой вариант
не подходит.
Много пассивных соискателей и среди выпускников, которые во время
учебы не напрягались: и учились средненько, и работать нигде не хотели,
а после выпуска решили, что пора бы чем-то
заняться. Только чем? Работать по специальности не хочется, потому
что вуз выбирался неосознанно, а куда — не знают. И, сталкиваясь
с процессом трудоустройства, обнаруживают, что им не хватает
и практического опыта работы, и понимания законов бизнеса, и даже
теоретических знаний. А тот, кто хоть что-то
может делать, имеет завышенные зарплатные ожидания. Сейчас, правда,
подрастает то поколение, которое задумывалось о работе на первом,
втором курсах вузов. В данном случае неважно, кем подрабатывали —
промоутерами, журналистами, переводчиками. Главное, они бизнес-ориентированны,
они представляют, что такое коммерческое предприятие, как оно
функционирует. И что деньги платят не за то, что ты приходишь
на работу, а что приносишь пользу компании. Таких людей становится
больше. У них есть видение своей работы, есть вполне конкретная цель,
к которой они стремятся, продумывают свои шаги, а значит, обязательно
достигнут.
Яна Мартьянова
HR-менеджер «TELE2-Новосибирск». Образование: Сибирская академия государственной службы, менеджер по управлению персоналом;
Новосибирский государственный технический университет, филолог.
Хобби: автопутешествия, горные лыжи.
Несколько слов о компании TELE2
TELE2 —
ведущая европейская телекоммуникационная компания, оказывающая в России
услуги сотовой связи. В основе стратегии работы компании во всех
странах, где работает TELE2, — простые и наиболее востребованные услуги
сотовой связи по очень низким ценам. Сейчас TELE2 обслуживает более
9,5 миллионов абонентов в 16 регионах России. В феврале 2008 года
ТELE2 открыла свой офис в Новосибирске и начала строительство
собственной сети.
|