Совсем
недавно, всего пару лет назад, операторы сотовой связи всячески
пропагандировали так называемую "посекундную справедливость" –
посекундную тарификацию звонков, в большинстве случаев после первой
минуты разговора (т.е. с 61 секунды). Помнится, у многих компаний в
свое время этот параметр указывался даже в названии тарифа – например,
у МТС был отдельный тарифный план "СуперДжинс посекундно с 1 секунды" и
"СуперДжинс посекундно с 61 секунды".
Посекундная тарификация позволяла абоненту сэкономить на стоимости
разговоров, длительность которых была чуть больше целого числа минут, и
во времена, когда цены за минуту разговора составляли 5-6 рублей, такая
посекундная маркетинговая инициатива была действительно выгодной для
абонента.
Сегодняшние тарифные планы сплошь и рядом предлагают лишь поминутную
тарификацию – каждая неполная часть минуты оплачивается как полная. Для
оператора такая тарификация проще: не нужно высчитывать секунды и
делить копейки на несколько частей. И она же выгоднее: по сравнению с
посекундной тарификацией с 61 секунды абоненты при сохранении той же
стоимости минуты будут платить в среднем на 25% больше. Это позволяет
оператору как увеличивать ARPU от голосовых услуг (этот показатель все
последние годы неуклонно падал, и "вытянуть" его пытались только за
счет внедрения дополнительных услуг), так и снизить стоимость минуты,
создав видимость очередного снижения тарифов для абонента, либо
скомбинировав эти два преимущества: например, минута стоит на 10%
меньше – абонент доволен, но при этом платит все равно на 15% больше,
хотя при этом разобраться в своих тратах ему проще, поскольку
достаточно просто умножить цену минуты на их количество, без возни с
секундами. Впрочем, сами операторы оплачивают друг другу плату за
инициирование вызова (так называемый "интерконнект"), составляющую
львиную долю себестоимости звонка, посекундно, и тем самым
дополнительно зарабатывают еще 15-20%. Этим объясняется, например,
стоимость минуты для абонента на тарифе Tele2 "Нокаут": она равна 95
копейкам (стоимость интерконнекта), однако если абонент разговаривает
меньше минуты, то оператор платит меньше, а получает столько же.
"Еще пару лет назад тарифные планы строились исходя из того, что
средняя длительность звонка меньше минуты. Именно поэтому довольно
активно продвигались тарифные планы с посекундной тарификацией со
второй минуты разговора. Сейчас длительность разговора увеличилась. И
тарифные планы уже поминутные. Сегодня зачастую они предполагают две
минуты по достаточно высокой цене, а все последующие - с существенной
скидкой. То есть все операторы стараются предлагать тарифные планы,
которые будут стимулировать к более длительным разговорам. Кроме того,
идет работа над формированием профиля потребления, то есть
переориентация потребителя с передачи только важных сведений на обмен
эмоциями и чувствами", - говорит Андрей Елисеев, директор
Северо-Западного филиала "Вымпелкома".
"Более всего массовому абоненту близки две системы тарификации:
поминутная и безлимитная. Поминутная система характерна для становления
рынка, когда оператор только набирает базу; безлимитная - для
сформировавшегося, когда оператор стремится в первую очередь сохранить
лояльность. При этом всегда следует помнить, что рынок - это отношения
двух сторон. На этапе становления рынка абоненты еще не знают, сколько
они будут платить и за что; во время сформировавшихся отношений они
готовы платить более-менее фиксированную сумму, но при этом требуют
либо льгот, либо четкой определенности со стороны оператора.
Таким образом, посекундная тарификация - это не более чем
маркетинговая уловка (безусловно, подкрепленная технологической базой)
со стороны оператора, ведь округление все равно производится - пусть и
с точностью до терции", - говорит Дмитрий Малаканчиков, директор по
маркетингу петербургского "Скай Линка".
|