Рынок сотовой связи Челябинской области по-своему уникален. Шесть
операторов, уровень проникновения 123% и объем рынка в $540 млн. в год
– это лишь малая доля того, что известно об отрасли. Интернет-издание
«Мобильный Челябинск» оценило возможности и потенциал основных игроков
рынка сотовой связи.
Рынок
услуг сотовой связи достиг уровня насыщения еще в прошлом году. По
нашим собственным данным, на первое октября 2008 года уровень
проникновения сотовой связи в Челябинской области составил 123,3%
[численность населения в Челябинской области 3,6 млн. человек]. Но это
не мешает игрокам развиваться и достигать новых вершин в бизнесе.
По данным аналитиков интернет-проекта «Мобильный Челябинск», сотовой связью в нашем регионе пользуются около 4,4 млн. абонентов [по
итогам третьего квартала 2008 года]. Стоит отметить, что эти данные
получены на основе анализа зарегистрированных в течение полугода
SIM-карт всех операторов Южного Урала. Реальная доля проникновения сотовой связи в регионе оценивается нами на уровне 108,3%. Этот показатель говорит о том, что один абонент одновременно пользуется двумя или более sim-картами разных операторов.
- Сейчас происходит интенсивное
омолаживание абонентской базы, очень активно пользуются телефонами
школьники, студенты. Еще один интересный потенциальный сегмент
пользователей - пенсионеры, которых дети не хотят оставлять без связи,
и которые мобильную связь начинают активно использовать, вплоть до SMS,
- рассказывает Сергей Хохлов, заместитель начальника отдела
маркетинга челябинского отделения межрегионального филиала сотовой
связи ОАО «Уралсвязьинформ» [Utel™]. - По-прежнему, потенциальные
абоненты - это жители тех населенных пунктов отдаленных районов
области, где связь до этого времени отсутствовала. Также потенциальными
считаются абоненты, использующие сети других мобильных операторов.
- Проникновение сотовой связи по области
очень неравномерно. Жители городов имеют в своем арсенале по две-три
SIM-карты, а в населенных пунктах по области пока не у каждого жителя
есть сотовый телефон, - замечает PR-менеджер «TELE2 Россия» Сергей Андрияшкин.
Предоставлением услуг мобильной связи в Челябинске и Челябинской области занимаются шесть операторов. Этот показатель выше общероссийского, поскольку во многих регионах России на рынке работают только компании «большой тройки».
- Потенциал для роста остается в
небольших и удаленных от областного центра городах. Хотя, как
показывают продажи последних месяцев, «столичный» Челябинск еще не
исчерпал себя – говорит пресс-секретарь челябинского филиала ОАО «Вымпелком» [Билайн™] Евгения Десяткина.
- В Челябинске у нас с сентября этого года запущена сеть третьего
поколения, обеспечивающая как лучшее качество голосовой связи, так и
несравнимо более высокие скорости доступа в интернет. И как показывают
последние месяцы – это уникальное для Челябинска предложение так же
способно привлечь к нам новых абонентов.
По нашим оценкам, лидером рынка сотовой связи Челябинской области по абонентам является компания TELE2. Она занимает 25,2% рынка, абонентская база составляет порядка 1,12 млн. человек [данные по итогам третьего квартала 2008 года]. При этом позиции оператора стабильны. За год абонентская база возросла на 10%.
Второе место с незначительным отставанием числится за «МТС». За девять месяцев 2008 года оператор увеличил свою базу на 8%. Доля «МТС» оценивается на уровне 24,1%. Порядка 1,07 млн. южноуральцев предпочитают услуги этой компании.
Третье место занимает «мобильное» подразделение компании «Уралсвязьинформ» [Ute™} - 19,8%. В активе этой компании числятся около 880 тыс. клиентов Челябинской области. За январь – сентябрь оператор потерял около 7% абонентов.
В числе лидеров прочно закрепился «Вымпелком» [Билайн™]. У компании результаты несколько скромнее – 16,9%. По нашим оценкам, оператор обслуживает 750 тыс. абонентов в Челябинске и области.
МегаФону удалось взять под контроль 13,5% рынка. Абонентская база оператора оценивается нами в 600 тыс.
Доля универсального оператора «Скайлинк» [ОАО «Апекс»] по итогам
исследования составила менее 0,3% [в ходе аналитического исследования
данные по компании не принимались во внимание].
Если сравнить долю рынка по активным абонентам, которые пользовались связью хотя бы раз в течение последнего квартала, то лидером с долей 28,7% является TELE2. МТС – 20,7%. На третьей позиции Билайн – 19,2%. «Уралсвязьинформ» и МегаФон делят четвертое - пятое места с долей 15,9% и 15,4%
соответственно. Стоит отметить, что TELE2, Билайн и МегаФон имеют 90
дневную учетную политику клиентов. Это означает, что в абонентской базе
числятся только те люди, которые в течение последних трех месяцев
пользовались платными услугами. Utel и МТС не списывают абонентов из
базы в течение 180 дней.
По итогам второго и третьего квартала индекс ARPU [среднемесячный
доход на одного абонента] у операторов вырос в среднем на 6-15%.
Самый высокий индекс зафиксирован у МегаФона – 374 рубля. Далее идут «Вымпелком» - 310 рублей, МТС – 304 рубля, «Уралсвязьинформ» - 256 рублей [оценка интернет-издания «Мобильный Челябинск», официальные данные компания не раскрывает]. ARPU компании TELE2 составляет всего 230 рублей. Стоит отметить, что в VI квартале будет наблюдаться снижение ARPU в силу коррекции курса «доллар-рубль».
Совокупный объем рынка сотовой связи в Челябинской области оценивается нами на уровне 14,2 млрд. рублей в
год [$540 млн.]. Исходя из среднестатистических данных по рынку в
целом, можно оценить долю операторов в Челябинской области по выручке.
Лидером рынка по выручке является МТС – 25,6%, следом идет TELE2 с долей 20,3%. «Вымпелком» и МегаФон делят третью позицию с результатом 18,3% и 18,2% соответственно. 17,7% от всей выручки приходится на Utel.
По данным операторов сотовой связи, в последнее время наметился стабильный рост доходов от неголосовых услуг.
- Услуги голосовой связи традиционно более востребованы абонентами
сотовых операторов. Необходимо отметить, что более 20% абонентов
пользуются услугами на базе GPRS. Наблюдается тенденция к дальнейшему
увеличению количества пользователей. В общем объеме GPRS-трафика
большая часть генерируется пользователями услуги «Мобильный интернет».
Из новинок в дополнительных услугах можно отметить сервис «Замени
гудок», который пользуется большим спросом у наших абонентов, -
приводит данные директор челябинского регионального отделения компании МегаФон-Урал Владислав Гуцул.
По информации представителей МегаФон, доля доходов от дополнительных
услуг – SMS, WAP, MMS, EDGE/GPRS - в общей выручке неуклонно растет.
При этом доля доходов и количество пользователей инновационных услуг на базе GPRS растет более высокими темпами, чем доля доходов и количество пользователей «традиционных» SMS.
В челябинском «Уралсвязьинформе» также подтвердили рост выручки от неголосовых услуг.
- Мы действительно фиксируем рост доли
дополнительных услуг, но он незначителен. В настоящее время
распределение следующее: голосовые услуги – 90%, GPRS – 7% и VAS – 3%,
- говорит Сергей Хохлов.
Подобное распределение выручки характерно и для МТС.
- Безусловно, в структуре потребления
услуг абонентами в настоящее время преобладает голосовой трафик. Но
дополнительные услуги пользуются все большей популярностью. И с каждым
годом доля VAS заметно увеличивается. Рынок голосовых услуг продолжит
расти, но доля голосовых услуг в общем объеме выручки на рынке
телекоммуникационных услуг будет сокращаться в пользу дополнительных
услуг. Сейчас доля VAS в структуре дохода составляет порядка 15%, -
подчеркивает Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью уральского макрорегиона МТС. - В частности, в Челябинской области только потребление мобильного Интернета с начала 2008 года выросло на 50%.
Все без исключения операторы уделяют большое внимание улучшению
качества существующих услуг и внедрению новых, которые бы принесли
дополнительную выручку. Так, в Челябинской области уже действует одна коммерческая сеть третьего поколения и одна UMTS/HSDPA-сеть в тестовой эксплуатации.
- В настоящее время наши абоненты тратят
на оплату дополнительных услуг примерно 20% от общей суммы платежей.
Несмотря на то, что количество абонентов 3G пока существенно меньше,
чем сети второго поколения, они значительно более активно пользуются
интернетом, в том числе с использованием специальных комплектов
подключения. В среднем абоненты 3G в Челябинске генерируют почти
половину всего интернет-трафика в сети Билайн. Это, безусловно,
объясняется более высокими скоростями сети третьего поколения, -
объясняет Евгения Десяткина. - За три месяца мы продали около
5000 модемов и почувствовали, что могли бы продать больше, так как на
рынке ощущается их дефицит.
Если говорить о современных трендах рынка сотовой связи в регионе,
то основное влияние на отрасль окажут макроэкономические факторы,
развитие сетей третьего поколения, а также дальнейшее освоение
территорий. Распределение долей между операторами сотовой связи существенно меняться уже не будет, так как большинство пользователей сотовой связи уже определились со своим выбором.
- Несмотря на высокий уровень
проникновения сотовой связи, конкуренция в телекоммуникационной отрасли
с каждым годом становится все более острой. Сейчас операторы, в большей
степени, нацелены на работу с уже существующей абонентской базой, хотя
привлечение новых клиентов является важной задачей, - полагает Владислав Гуцул.
- Наиболее перспективным сейчас считается сектор дополнительных услуг.
Безусловно, будет расти мобильный широкополосный доступ в Интернет.
Здесь большие надежды мы возлагаем на связь третьего поколения 3G. Тем
не менее, несмотря на высокий уровень проникновения сотовой связи,
рынок будет расти и дальше.
МТС также положительно оценивает перспективу развития мобильной связи.
- Мы прогнозируем дальнейший рост
потребления дополнительных услуг. Основные предпосылки для этого
заложены в этом году: запущен ряд новых сервисов, готова к эксплуатации
сеть 3G, которая позволит предложить новые услуги, и повысит
комфортность пользования мобильным Интернетом и так далее, - отмечает Дарья Вольхина.
- Мы будем делать новые интересные предложения для абонентов,
позволяющие им не ограничивать свои потребности и свободно пользоваться
инновационными сервисами. Мы ожидаем, что в 2012 году рынок
дополнительных услуг достигнет $4,2 млрд, кроме того, сегмент
мобильного доступа в Интернет составит $3,4 млрд.
В TELE2 намерены использовать опыт развития сети в Челябинской
области и в других регионах. Кроме того, компания проявляет большой
интерес к популяризации неголосовых сервисов.
- В 2009 году мы ожидаем изменения на
рынке сотового ретейла – приобретение федеральными операторами основных
игроков и перераспределение сил. В результате кризиса и снижения
доходов, прогнозируем стремление к экономии и более внимательное
отношение к расходам значительной части населения, и, как следствие,
выбор более выгодной связи для общения, - считает Сергей Андрияшкин. - Внимание будет уделяться также программам лояльности абонентов, разворачиванию и продвижению в широкие массы сетей 3G.
В целом же рынок сотовой связи Южного Урала за минувший год не
претерпел кардинальных изменений. В 2008 году сотовая связь
окончательно перестала быть сугубо голосовой. Теперь это еще и доступный в любом месте беспроводной интернет.
Темпы прироста GPRS/EDGE-пользователей внушают оптимизм. А благодаря
развертыванию сетей третьего поколения клиенты могут получать услуги на
качественно ином уровне. Еще одним трендом стало постепенное сжижение абонентской базы в сети Utel. Во многом это обусловлено отказом от услуг связи ключевых корпоративных клиентов, таких как ММК и других компаний.
В краткосрочной перспективе операторов ожидают последствия кризиса
ликвидности, но вот кризис потребления им не грозит. Наряду с товарами
первой необходимость люди просто не могут существовать без мобильной
связи. Это факт.
© Иван Кущ © фото: Евгений Лагунов
|