Журнал «Мобильный Контент» предлагает последнее интервью в серии статей о рынке SMS-платежей в России. Своим мнением делится Роман Володин, директор по продукту TELE2.
Прежде всего, интересно было бы узнать - насколько велик рынок SMS-платежей в России? Какова ваша оценка этого рынка?
Понятие “рынок SMS-платежей” не является установившемся.
По нашим оценкам он может составлять около 100 млн. евро. В
целом все зависит от того, что именно включать в понятие SMS-платежей,
а посему цифра весьма приблизительна.
- Каких крупных игроков на этом рынке вы могли бы выделить?
A1, Planet3, SMS coin. До определенного момента достаточно серьезным игроком был «Русский биллинг».
Какие сервисы можно выделить в качестве основных пользователей SMS-платежей? (Платные онлайн-услуги
(оплата рекламы, VIP-статуас объявлений, анкет, доступа к специальным
разделам сайта, файлообменникам, оплата онлайн-консультаций), в рамках
онлайн-сервисов (например, онлайн-игр), оплата мобильного контента (традиционная сфера для SMS-платежей); оплата веб-контента (книг, музыки, видео, скачиваемых казуальных игр, ПО); пополнение счетов в разнообразных системах электронных платежей - WebMoney, Yandex; специализированные SMS-услуги – SMS-чаты, -игры, -викторины, -голосования; информационные услуги – пользователь получает информацию в ответном SMS-сообщении (погода, гороскоп, курс доллара); оплата оффлайн-сервисов – размещений объявлений в газетах, на радио, интерактивные ТВ-чаты, подключение к Wi-Fi сетям)
В первую очередь, наиболее выгодны онлайн-игры, которые,
зачастую, и создаются для получения дохода посредством оплаты различных
VIP-сервисов, игровых реквизитов и прочего посредством SMS. Немалый
доход игрокам рынка приносят и так называемые «замки» на web-сайтах,
для открытия подобного «замка» и получения доступа к специальной части
сайта необходимо отправить платное SMS. Оплата офф-лайн сервисов, SMS-информеры (погода, гороскоп и
др.), а так же различные викторины и конкурсы все же было бы ошибочно
причислять к сегменту SMS-платежей. Скорее это информационный и
развлекательный контент и он стоит в стороне, как и продажа JAVA-игр,
реалтонов, картинок и проч.
Оплата какого рода услуг с помощью SMS станет драйвером рынка SMS-платежей в ближайшие пару лет?
Хорошим драйвером может стать развитие SMS-платежей совместно с
банковскими структурами, где SMS будет выступать лишь как транспорт
платежа, а списание средств будет производиться с лицевого счета
непосредственно в банке. С одной стороны – это будет более выгодно
поставщикам оплачиваемой услуги (сокращение фрода до минимума,
увеличение «вознаграждения» с каждой операции), с другой стороны –
реализуется защита абонентов от некачественного контента и услуг, т.к.
поставщики некачественного или недопустимого контента не будут допущены
к подобным продажам.
Списание денег с банковского счета – весьма чувствительная
процедура и трудно ожидать, что банки пустят туда посредников между
собой и клиентом. Поэтому, опять же, никакого “рынка SMS-платежей”
здесь не будет, а сами “SMS-платежи” будут дополнительным конкурентным
преимуществом таких банков на их традиционном рынке банковских услуг. Что такое «фрод»?
В переводе с английского буквально это значит – «обман,
мошенничество». Чаще всего используется, когда говорят о мобильных
мошенничествах.
Что такое SMS-платеж с точки зрения современной российской
законодательной базы? Что может служить подтверждением оплаты,
своеобразным «кассовым чеком», в случае, если абонент оплатил услугу,
но она не была оказана? К кому может обратиться абонент в таком случае
– к оператору, арендатору номера или провайдеру этого сервиса?
Если посредством SMS сообщения деньги снимаются с банковского
счета, то такое сообщение является платежным поручением. Подтверждением
перед поставщиком может, например, служить ответное SMS сообщение банка
о выполненной транзакции. Посредников здесь, скорее всего, не будет.
Если посредством SMS сообщений деньги снимаются с лицевого
счета у оператора, то имеются различные варианты трактовки этой
операции, не связанные с банковской деятельностью.
Можно ли считать ежемесячные (и даже более редкие) выплаты своеобразной гарантией от мошенников и недобросовестных партнеров?
Менее частые выплаты, отчасти отсеивают мошенников, за счет
того, что провайдеры успевают реагировать на жалобы, поступающие с
небольшими запозданиями от абонентов и т.о. имеют возможность отказать
в выплате мошеннику. Но ужесточение регистрации в системах SMS-биллинга
стало бы лучшей преградой. В настоящий момент многие провайдеры сквозь
пальцы смотрят на субагентов, регистрирующихся в их системах
«онлайн-SMS-биллинга», у большинства из них – реализована регистрация
посредством Интернет, при этом правильность и честность указываемых
данных, в т.ч. и паспортных данных не проверяется. В случае ужесточения
регистрации провайдеры смогут сформировать черный список мошенников,
которым необходимо отказывать в услугах при попытке регистрации в
системе.
Каким образом абонент может проверить, соответствует ли
заявленная стоимость отправки SMS на номер его действительной стоимости?
Абоненту достаточно обратиться в Справочно-информационную службу TELE2 по телефону 611 для уточнения стоимости отправки SMS.
SMS-платежи заметно оживили онлайн-рынок – владельцы
разнообразных ресурсов получили альтернативный рекламе источник дохода.
Замедлят ли этот рост те изменения, которые сейчас претерпевает рынок
SMS-платежей или они приведут, главным образом, к значительному
уменьшению количества мелких недобросовестных сервис-провайдеров и
разного рода мошенников? Будут ли ужесточены условия получения
короткого номера и префиксов?
Рынок SMS-платежей не так давно стабилизировался. Сейчас, среди
новых игроков появляются лишь крупные компании, т.к. мелкие просто не
смогут выполнить основные условия «игры» на этом рынке. Основная
сложность для них в том, что «партнеры», пользующиеся услугами этого
рынка уже «избалованы» и привыкли к частым выплатам (раз в одну-две
недели), при этом операторы принципы отчислений не изменяли, т.о.
получается, что провайдеры кредитуют своих партнеров, что, при
невысокой марже, является немалым риском, который могут себе позволить
лишь крупные провайдеры.
К сожалению, кроме оживления онлайн-рынка, стоит отметить и
оживившихся мошенников, пытающихся различным образом заработать на
SMS-платежах. Увеличилось количество спама, поступающего абонентам по
e-mail, icq и др. средствам коммуникаций. При этом – стоимость отправки
SMS в таких сообщениях скрывается, а чаще всего – искажается и
занижается, вводя абонентов в заблуждение. Очень часто подобные
сообщения рассылаются по контакт листу взломанных аккаунтов различных
социальных сетей и icq. Появляются Интернет-«вирусы» - порно-информеры,
которые предлагают для отключения отправить SMS и ввести в специальное
окно поступивший в ответном сообщении код, примечательно, что текст,
поступивший в ответном сообщении вводить в окна подобных информеров
бесполезно – они все равно останутся на экране зараженного компьютера.
Что ждет рынок SMS-платежей в будущем? Какие ключевые тенденции его развития Вы могли бы сейчас выделить?
Рост и развитие. Надеемся, что рынок станет более
цивилизованный, провайдеры, реализующие «SMS-биллинг» будут
внимательнее относиться к партнерам, регистрирующимся в системах
платежей, абоненты будут внимательны и не станут идти на поводу
мошенников, которые прочно укрепились не только в реальном, но и в
«виртуальном» мире.
|