Вы вошли как Стоит зарегистрироваться! | Группа "Незарегистрированный"Приветствую Вас Стоит зарегистрироваться! | RSS


Четверг, 21 Ноя 2024, 18:06:06
Главная » 2009 » Август » 18 » Сотовая связь общедоступна, но справедливы ли цены? Обращение Юрия Домбровского
23:16:06
Сотовая связь общедоступна, но справедливы ли цены? Обращение Юрия Домбровского

Я работаю в сотовой связи с 1994 года. Создавал компанию "Ростовская сотовая связь", затем руководил холдингом Miilicom в России, преобразованным позже в "TELE2 Россия". Был первым директором компании "Скайлинк". С 2001 года – президент Ассоциации региональных операторов связи (Ассоциации 800).

История развития российской сотовой связи – история беспрецедентного успеха. Начав строительство с нуля, не приватизировав никаких советских активов, предприниматели-сотовики построили колоссальную индустрию. Сотовые телефоны сделались общедоступным. Число их превысило население России! Думаю, это самый успешный проект новой России. Ни что так не облегчило жизнь россиян как мобильный телефон. Есть чем гордиться. Контраст особенно заметен, если сравнить сотовую связь с фиксированной, которая мало изменилась с советских времен.

Уверен, что одна из основных причин этого феноменального успеха – конкуренция. В мобильной связи была обеспечена более или менее справедливая конкуренция. Именно она определяла цены на услуги связи. В то время, как в фиксированной связи сохранялась монополия и цены устанавливало государство.

В процессе рыночного развития в России сложилась структура, когда три федеральных оператора (МТС, Билайн, Мегафон) в большинстве регионов конкурируют с местными региональными компаниями. Но в Москве они конкурируют только между собой. И вот результат: по данным агентства ComNews (2008 г.) в Москве средняя цена потребительской корзины составляет 570 руб., а в Петербурге 417 руб.. Или вот еще пример: в Новосибирске, где до прошлой недели работали только операторы "большой тройки", цена потребительской корзины составляла в 2008 году 534 руб., а в Омске, где наряду с федеральными операторами присутствует региональный оператор TELE2, потребительская корзина составляет всего 354 руб.

По законам рынка конкуренция заставляет операторов снижать цены. Зайдите на сайт МТС, сравните тарифы компании в Москве и в Питере - и Вы убедитесь: наличие четвертого конкурента заставляет крупнейшие компании существенно снижать цены. Надо ли говорить, что это не очень нравилось "большой тройке".

В 2007 году МТС, Билайн и Мегафон попытались дискриминировать региональных операторов, установив несправедливый тариф на межоператорский трафик. Между собой они рассчитывались по 95 копеек за минуту, а с регионалов затребовали 1,10 рубля за минуту. Такая цена заставила бы регионалов поднять абонентские тарифы. Ассоциация обратилась тогда с жалобой в ФАС России, который уличил "большую тройку" в сговоре, выдал предписание о прекращении дискриминации. МТС и Билайн устранили нарушение добровольно. Мегафон пытался судиться с ФАС и заплатил многомиллионные штрафы.

Однако попытки дискриминации продолжаются. В июне 2009 года в Томске появился TELE2. Билайн ответил тем, что установил для своих абонентов очень высокие тарифы для звонков на новую сеть (звонки на TELE2 были в 3-5 раз дороже, чем на МТС и Мегафон). Эта мера напомнила мне попытку коллективного наказания: "вот ваши друзья перешли на Теле2 – получите тариф 6,78 руб/мин !". Однако вместо того, чтоб испугаться перехода к новому оператору, томичи (там много студентов) стали переходить на TELE2 группами в 3-4 человека. Увы, месяц спустя та же ситуация повторилась в Брянске.

Более болезненный метод нерыночной борьбы – отказ в присоединении сети. Когда региональный оператор просит Билайн присоединить его новую сеть или расширить присоединение действующей сети, Билайн под самыми разными предлогами отказывает или делает присоединение запредельно дорогим. Это делает звонки абонентов региональных операторов связи на Билайн очень затруднительными, дорогими для оператора, а ведь Билайн имеет в регионах значительную долю рынка (до 45%). Ясно, что абоненты недовольны невозможностью звонить на Билайн.

Операторы жалуются в ФАС, суды, но российское законодательство на этот счет несколько расплывчато и заставить оператора сделать присоединение довольно трудно. Однако сейчас идет борьба за уточнение законодательства о связи, приближение его к европейским нормам, где необоснованный отказ в присоединении просто немыслим, легко осуществляется через судебное решение.

25 июня 2009 года в Государственной Думе состоялось заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, на котором был рассмотрен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части уточнения определения "Оператор связи, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования"), внесенный депутатом Максимом Коробовым (он представляет томский регион). Принятие этой поправки сделало бы присоединение обязательным.

В числе других представителей отрасли я был приглашен на это заседание. Шел с энтузиазмом, прочитал в "Новых Известиях" комментарий заместителя председателя этого комитета Бориса Резника: "Крупные российские сотовые компании надо контролировать, они творят сегодня все, что хотят". Велико было мое разочарование, когда выяснилось, что с отрицательным заключением по законопроекту выступило правительство. Однако на самом заседании никто из экспертов не смог представить депутатам ни одного аргумента против поправки Коробова. Результат: новое рассмотрение поправки перенесли на осень.

Хочу обратиться к читателям сайта с просьбой дать информацию о действиях операторов сотовой связи, нарушающих права конкурентов и абонентов. Что можно сделать, чтоб конкуренция на рынке сотовой связи не ослабевала, чтоб сила конкуренции толкала цены на услуги вниз, а их качество – вверх!

Просмотров: 516 | Добавил: tele2news | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Oleg  
1
Если у нас, что-то пытаются решить законодательно, то получается полный финиш...
Так что остается надеяться на то, что здоровая конкуренция восторжествует над хапужнечиством.
sad

1 Мозг  
1
В нашей стране,нездоровая конкуренция.естественный порядок вещей!
Искоренять это очень тяжело,так как это укоренилось настолько сильно,что воспринимается вполне логично,как бизнес структурами,так и конечными потребителями.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]