В «гангстерской» рекламе сотового оператора TELE2 не нашли призыва к насилию
24
декабря в новосибирском УФАС России прошло заседание по делу против
мобильного оператора TELE2. Ответственные за рекламный рынок
специалисты ведомства рассматривали жалобу бдительной жительницы
Новосибирска, убежденной в том, что телесериал и уличные щиты,
повествующие о похождениях рекламного персонажа TELE2 Тони призывают к
насилию и жестокости. Выслушав аргументы компании об игровом и
юмористическом характере «гангстерских» рекламных сюжетов, комиссия
УФАС пришла к выводу, что реклама оператора не нарушает закон и не
призывает к насилию. Эксперты рынка рекламы соглашаются с решением
ведомства, отмечая 100%-ную запоминаемость и высокую маркетинговую
эффективность «гангстерского сериала».
Впервые реклама мобильной связи TELE2 с забавным неудачником Тони
Бонелли появилась на российских экранах в 2006 году, когда федеральное
руководство компании утвердило в качестве основной рекламной платформы
концепцию под названием «La familia», разработанную столичным
агентством Partizan. С тех пор было отснято 24 серии телевизионного
рекламного сериала с российским актером Виталием Абдуловым в главной
роли. В Новосибирск щиты и видеоролики «La familia» пришли летом 2009
года в ходе подготовки к запуску в коммерческую эксплуатацию сети
оператора TELE2. С тех пор новосибирцы могли не раз наблюдать на улице,
в метро и по телевизору, как незадачливого Тони связывают, сковывают,
бьют и запихивают в сейфы представители мафиозного клана, мимоходом
советующие герою «сменить оператора».
Исходя из озвученных на заседании УФАС оснований для возбуждения
дела, проведенный специалистами ведомства в ноябре-декабре 2009 года
анализ рекламной кампании TELE2 в Новосибирске был инициирован
заявлением частного лица Елены Можейко.
«Изображение связанного мужчины с заклеенным ртом и испуганным лицом
свидетельствуют о его дискомфорте, а выражение лица стоящего у него за
спиной человека показывает пренебрежительное отношение к происходящему.
Вкупе это говорит о применении к главному герою физической силы и
нарушении его личной неприкосновенности, жестоком обращении, а также
призыве совершать подобные действия против чьей-то воли. При этом,
ограничение свободы героя производится лицами, явно не относящимися к
сотрудникам органов правопорядка. Реклама, призывающая к насилию и
жестокости, является нарушением федерального законодательства», — с
улыбкой процитировал отчет аналитиков УФАС специалист-эксперт отдела
рекламы Константин Петров.
Только выслушав аргумент ответчика, антимонопольная комиссия
перестала беспокоиться за судьбу Тони и отнеслась к рекламе TELE2 с
юмором.
Позицию ответчика на заседании изложила юрист «TELE2 Новосибирск» Елена
Гниломедова. По словам представителя компании, рекламные сюжеты с Тони
Бонелли носят ироничный, пародийный характер и не могут побуждать к
насилию. «Рекламный сериал представляет собой пародию на гангстерский
боевик. Нереальность агрессии персонажей подтверждается юмором, с
которым зрителю поданы описываемые ситуации. С таким же успехом можно
найти пропаганду жестокости и насилия в детских мультфильмах «Ну
погоди» или «Приключения капитана Врунгеля». Наша позиция заключается в
том, что рекламный стиль TELE2 не призывает к насилию», — отметила
Елена Гниломедова.
Рассмотрев аргументы ответчика, комиссия УФАС пришла к выводу,
что реклама с Тони действительно не пропагандирует жестокость, а
следовательно, не нарушает законодательство. В итоге дело по заявлению
Елены Можейко было закрыто. Интересно, что сама бдительная жительница
Новосибирска на заседании комиссии так и не появилась.
Новосибирскому УФАС и ранее приходилось решать, насколько та или иная
рекламная продукция соответствует моральным нормам. Так, в мае 2005
года комиссия ведомства рассматривала дело в отношении новосибирской
сети секс-шопов «Казанова» по заявлению озаботившейся аморальностью
рекламных плакатов «группы частных лиц». Тогда предметом претензии
истцов стала выпуклость в районе паха у нарисованного на рекламном
плакате «Казановы» человечка, которая, по мнению заявителей, в
сочетании со спецификой магазина, позволяет сделать вывод, что на
плакате был размещен «мужской половой член в состоянии эрекции». В
результате описываемого заседания комиссия УФАС пришла к выводу, что
никакого «полового члена» на плакате не нарисовано, а «Казанова» не
нарушает закон о рекламе.
Эксперты рынка рекламы соглашаются с решением УФАС, в то же время констатируя рыночную эффективность «похождений Тони».
По мнению директора рекламного агентства «Акула» Юлии Демидовой, с
точки зрения маркетинга стиль «La Familia» можно охарактеризовать как
достаточно эффективный. «В общем потоке рекламы узнаваемость главного
героя сериала приближается к 100%. В сочетании с оригинальным сюжетом и
комедийным подтекстом, такая узнаваемость дает сильный эффект», —
считает эксперт. Между тем, в предыдущие несколько лет подобные дела
возбуждались и в других региональных отделениях УФАС. По информации
Елены Гниломедовой, в каждом из них специалисты ведомства принимали
сторону ответчика. Как сообщают в пресс-службе «TELE2-Новосибирск»,
компания выбрала и готова отстаивать стиль «La Familia» как основную
рекламную платформу в России по причине «узнаваемости бренда».
|